Содержание
Адрес
История

Троллейбусный завод – одно из крупнейших предприятий Энгельса и области.


Адрес
Завод расположен в промзоне южной части города у 1-го микрорайона имени Урицкого .

Троллейбусный завод

Автор: И. Козловский
Дата: 25.06.2011

Троллейбус-памятник ЗиУ-5 на территории завода

Автор: Д. Очкаев
Дата: 2009 год


История
Энгельсский троллейбусный завод "ТролЗа" долгое время являлся крупнейшим в стране подобного профиля. Свою историю он начал задолго до изобретения троллейбуса и вдали от Энгельса. В 1868 году в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии промышленник и помещик генерал Мальцев основал Радицкий паровозостроительный завод, выпускавший в основном различные вагоны, запчасти и земледельческие орудия. В 1918 году предприятие было национализировано и переименовано в Урицкий вагоностроительный завод. С началом Великой Отечественной войны было решено эвакуировать завод в Энгельс и перепрофилировать его на производство военной продукции, в первую очередь артиллерийских снарядов. После войны завод продолжал выпуск вагонов лишь несколько лет, Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 года он был переоборудован под производство троллейбусов. Первыми машинами, сошедшими с конвееров обновлённого энгельсского Завода имени Урицкого, были ярославско-московские МТБ-82. С 1959 года начался выпуск уже собственного троллейбуса ЗиУ-5, ставшего в 1960-х годах одним из самых распространённых в странах соцлагеря, а также в Греции, Монголии, Колумбии и Аргентине. В 1971 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, также этот год ознаменовался появлением другой знаковой для предприятия модели троллейбуса ЗиУ-9. Кризисное послесоветское время завод пережил без крупных затруднений, на 1990-е – 2000-е годы пришлись модернизация производства, разработка целого ряда новых моделей, победы на выставках различного уровня. За уже почти 70 лет территорию предприятия покинуло свыше 75 тысяч троллейбусов, оно стало одним из символов Энгельса, принесло городу и региону международную известность. Последними моделями, выпускавшимися на заводе, стали Тролза-5265 и Тролза-6206, известные также как "Мегаполис". В 2020 году при громкой огласке в прессе один из символов промышленности Саратовской области прекратил работу по причине банкротства. В настоящее время будущее предприятия остаётся неопределённым.

МТБ-82 у саратовского вокзала

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

ЗиУ-5 у бассейна "Саратов"

Источник: oldsaratov.ru
Дата: 1960-е годы


ЗиУ-9 на Предмостовой площади в Саратове

Автор: Ш. Шпенглер
Дата: 03.09.1997

ЗиУ-6205 в Энгельсе на кольце у завода

Источник: oldsaratov.ru
Дата: 07.04.1994




И. Козловский, 2020 (последнее изменение: 08.09.2020)