Содержание
География
История
Легенды
Читать также

Кудеярова пещера – ландшафтный и историко-культурный памятник природы в Новобурасском районе.


География
Горы, пещера и река, входящие в этот популярный среди туристов комплексный природный памятник, находятся на севере села Лох. Координаты: . Речка Соколка (исток и верхнее течение) разделяет комплекс на две части: на западе (правый берег) располагается Марунова гора, на востоке (левый берег) – горы Караульная (с юга) и Кудеярова с одноимённой пещерой (с севера). Горы, высота которых достигает ста метров от основания, покрыты лесами, для рельефа местности (общая площадь 5505 гектаров) характерны глубокие ущелья и овраги, что объясняется активными неотектоническими процессами, происходившими здесь в прошлом. В центре ландшафта находится Симов родник. Сама Кудеярова пещера в настоящее время большей частью завалена, какие-либо закономерности, опровергающие её природное происхождение, отсутствуют.

Кудеярова гора

Автор: И. Козловский
Дата: 03.06.2012

Вход в пещеру

Автор: А. Башкатов
Дата: 2000-е годы


История
Гора, её история и название связаны с именем полумифического атамана Кудеяра, обитавшего в этих местах со своей шайкой на рубеже XVI и XVII веков. Первое упоминание в краеведческой литературе датировано 1848 годом, опубликовано оно было А. Ф. Леопольдовым в "Историческом очерке Саратовского края". В 1890 году А. Н. Минх издал довольно подробное изложение легенды о Кудеяровой горе (с рисунком), записанное со слов старожилов села Лох. Первые находки попали в саратовский музей в 1891 году: полистанская монета 761 года и турецкая 1223 года. Исследовавший пещеру Г. П. Свецков также видел на стенах вделанные в них большие кольца. С момента обнаружения первых "сокровищ" горы на всей территории регулярно проводились различные исследования, крупнейшие из которых датированы 1975, 1979 и 1990 годами. Также на Кудеярову гору многократно наведывались кладоискатели-любители. Однако, никакие серьёзные находки до настоящего времени так и не были сделаны, а сотрудники НИИ Геологии СГУ в отчётах о раскопках вынесли разочаровывающий приговор: никаких археологических материалов, подтверждающих наличие культурного слоя от древнего поселения, не обнаружено.

Караульная гора

Автор: И. Козловский
Дата: 03.06.2012

Марунова гора

Автор: И. Козловский
Дата: 03.06.2012


Легенды
В отсутствии реальных доказательств существования на горе стана разбойников место это окутано множеством легенд. Необходимо сразу отметить два важных факта, ставящих соответствие этих сказаний с реальностью под большое сомнение. Во-первых, бытуют они среди жителей села Лох, заселённого при этом значительно позже событий описываемой эпохи. Во-вторых, связанные с Кудеяром места и подобные легенды существуют и в других регионах страны, так что связь между ними и их достоверность проследить достаточно сложно. Вполне вероятно, что легенда в Лох была принесена первопоселенцами как раз из их прошлых мест обитания. Главный, пожалуй, повод, дающий основания всерьёз искать подтверждения реальности банды Кудеяра, или как минимум объясняющий, почему легенда прижилась, заключается в следующем: нижнее Поволжье на начало правления Петра I было местом обитания кочевников и бандитов, именно как сторожевая слобода было заложено и село Лох. Грабили разбойники в XVII веке преимущественно караваны кораблей на Волге, которая от горы прилично удалена. Тем не менее, густые, необитаемые леса были вполне логичным местом размещения безопасного схорона.
Главная и старейшая легенда является жизнеописанием Кудеяра и его приспешников. По двум основным версиям происхождения Кудеяра он был либо татарином, либо изгнанным младшим братом Ивана Грозного. Само имя имеет тюркские корни и образовано от персидского "худи" (бог) и "яр" (друг, любимый). Жили бандиты Кудеяра в пещере, где хранили награбленное. На вершину выходил лаз, через который из подземелий выпускался дым (засыпан в последней четверти XIX века для безопасности особо любопытствовавших). На соседней Караульной горе, как следует из названия, банда выставляла часовых, живших в землянках и звонивших в колокол при опасности. В конце Майорова дола, в котором проистекает Соколка, находились кузницы. Ближайшим соратником атамана был Сим, по одной из версий спасший Кудеяра в детстве от расправы Ивана Грозного. Поспорив с Кудеяром, что он перепрыгнет на коне с одной горы на другую, Сим разбился насмерть, а появившийся на этом месте родник с тех пор носит его имя. Вскоре после этого несчастья случилось у Кудеяра ещё одно горе: захворала и умерла жена Настя. Похоронили её в богато украшенном гробу, который впоследствии будоражил воображение многих кладоискателей. После этих потрясений Кудеяр раскаялся и возвратился в христианство. Банду он распустил, а в пещере обустроил церковь, где до конца своих дней отмаливал грехи (эта информация, возможно, вполне реальна, так как в пещерах очень часто поселялись религиозные отшельники; вероятно, одного такого затворника народная молва со временем отождествила с Кудеяром).

Беседка у подножия горы Кудеяра

Автор: И. Козловский
Дата: 03.06.2012

Про огромный клад разбойников существует поверие, что хранится он в пещере за железными дверями, золотой ключ к которым лежит в Симовом роднике. Достать его сможет лишь тот, кто вычерпает родник, или найдёт некое мифическое Ужиное озеро. Согласно ещё одной версии, зарыты сокровища в трёх погребах на Маруновой горе. Несмотря на многочисленные поиски (в том числе по распространявшимся мошенниками фиктивным картам), никаких кладов в окрестностях горы пока не найдено.
Характерным для подобного цикла легенд является и наличие "свидетельств" бессмертия главного героя, которого не посчастливилось встретить разным незадачливым безымянным персонажам. Так, один лоховчанин как-то заблудился в горных лесах и увидел в темноте землянку. В ней он встретил древнего старика, который представился Кудеяром. Огромная птица сидела у него на голове и остервенело дробила несчастному клювом затылок. Старец поведал селянину, что таково его наказание за разбои – вечно сторожить здесь награбленное, питаться краюхой хлеба и страдать от птицы. Фигурируют в народных поверьях и призраки землянок Караульной горы, которые якобы появлялись засыпанные богатствами на Пасху, а всех, кто осмеливался в них входить, ждала погибель.
Сохранилось также одно весьма интересное предание, противоречащее изложенным выше легендам и историческим фактам. Пересказанное жительницей Лоха, оно утверждает, что жену Кудеяра на самом деле звали Людмилой, и своего мужа она пережила, родив вскоре после его смерти дочь. С ней, а также с частью шайки, Людмила осела близ гор, основав тем самым село. Действительно ли сегодняшние лоховчане являются прямыми потомками Кудеяра, проверить не представляется возможным.

Читать также
Лох
Соколка


И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 22.06.2012)