Содержание
Биография
Награды

Егоров В. Е.

Источник: семейный архив В. В. Егорова
Дата: 1950-е годы

Егоров Владимир Егорович – советский скульптор.


Биография
Владимир Егоров родился 24 апреля 1927 года в селе Гривки Салтыковского (ныне Екатериновского) района Саратовской области в крестьянской семье. Отец Егоров Егор Михайлович, плотник-бригадир, остроумный и весёлый, к которому посоветоваться ходили все односельчане. Мать Дарья Герасимовна, урождённая Гришина, имела и казацкие корни. Сёстры Мария и Полина. Раньше была в семье ещё дочка, умершая в голодном 1922 году. В 1933 году семья во время голода вместе с нашедшим работу и жильё под Москвой отцом переехала в посёлок Коммунарка (ныне в черте Москвы). Но через год после тяжёлого воспаления легких Егора Михайловича не стало. Мать работала в лесничестве, делала деревьям прививки. Володя с матерью в редкое свободное время посещали московские музеи, где будущий знаменитый скульптор и увидел произведения Пименова, Волнухина, Антокольского. В войну мальчишкой работал в совхозе пастухом, объезжал лошадей, оформлял в клубе красный уголок. Позже на Кубе восхитил местных жителей, оседлав буйного мустанга. В 1946 году поступил на скульптурное отделение Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина, где учился у известных скульпторов Г. Д. Алексеева и М. А. Шмакова, бывшего передвижника, академика живописи В. Н. Бакшеева. Сначала чуть не угодил под суд, так как директор совхоза не хотел отпускать на учебу способного юношу, ссылался на директивы удерживать население сельской местности на местах, грозил тюрьмой. Пришлось написать... в Приёмную Верховного Совета СССР, где учиться разрешили и напутствовали добрыми словами. В 1946 году не стало матери... Учился вместе в будущими московскими скульпторами Ю. Туром, С. Дозоровым и М. Пушкиным (прямым потомком А. С. Пушкина). Они учились только на отлично, но уже тогда, смеясь, говорили: "Все мы хоть куда, но ты, Володька, из нас самый талантливый". Часто вспоминал родное Поволжье, но и трагическое время голода, горестные лица гривских жителей... Во время учёбы работал в мастерской М. Г. Манизера – месил глину, наблюдал за работой замечательного советского скульптора, его железной самодисциплиной. По окончании учебы в 1951 году молодой скульптор попросился направить его на Урал, в Свердловские мастерские Худфонда СССР. Начитавшись самоцветных уральских сказов Павла Петровича Бажова, решил связать с Уралом свою дальнейшую жизнь и творческую судьбу. Только потом узнал, что на Урале не так уж много мрамора и гранита, но о выборе своем не пожалел. В 1951 году В. Е. Егоровым были созданы первые скульптурные работы по оформлению Свердловского горсовета и Нижне-Тагильского дворца культуры металлургов. В 1952 году дебютировал на Свердловской областной художественной выставке скульптурной композицией на тему шедшей тогда корейской войны "Брат-герой". Взволнованная сестра преподносит своему брату, юному воину, букет цветов. Потом были и изящные скульптурные фигурки балерин. Но прославился он, создав в пятидесятые годы образы старых мастеров – уральских камнерезов, в работе которых видел что-то близкое творчеству скульптора. В 1954 году Егоровым был создан мраморный бюст "Уральский камнерез Зверев", воплотивший одухотворённый образ старого мастера за работой. Григорий Зверев был сыном реального прототипа Данилы-Мастера из бажовской "Малахитовой шкатулки" Данилы Зверева. На Всесоюзную художественную выставку 1955 году портрет камнереза Зверева прошёл "без голосования" – высшая степень признания работы Выставкомом и коллегами. На всю страну вышли чёрно-белые открытки Худфонда с этой работой. На выставке долго стоял у работы, вглядываясь в мраморные руки камнереза, Е. В. Вучетич. Высказали восхищение "изумительной работой" легендарные Кукрыниксы. Работа экспонировалась на Международной выставке в Варшаве, где также имела успех у зрителей. Пришло письмо, что Русский музей хочет получить бюст Зверева с свою бессмертную коллекцию, но скульптор пожелал, чтобы работа находилась на Урале в экспозиции Свердловской картинной галереи – ныне это Екатеринбургский музей изобразительных искусств. В 1956 году спохватились, что Егоров не является членом Союз художников СССР, и приняли его. Потом, в 1957 году по большим и малым выставкам страны прошла другая, тоже ставшая знаменитой, скульптура В. Е. Егорова "Умелец Н. Д. Татауров", приобретённая Нижне-Тагильским музеем изобразительных искусств. Здесь налицо черты жанровости: старый камнерез изображён в полный рост, в переднике, сидя за работой (немного больше натуральной фигуры человека) с удивлённо-восхищённым взглядом и очками на носу. Оба персонажа чем-то и тогда напоминали своего автора. При появлении Владимира Егорова во Всесоюзном Выставкоме все его члены уважительно вставали. На выставке произведений молодых художников 6-го Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве экспонировался "Портрет девушки". Чуть позже "героиня" портрета Лилия Егорова стала женой скульптора. Владимир накануне фестиваля был избран членом Всесоюзного Выставкома СССР, стал вице-председателем (заместителем старосты) Международной студии скульптуры и рисунка, объединившей молодых художников многих стран. Его любили, уважали, почему-то называли лауреатом Сталинской премии, хотя таковые недавно отменили... В 1958 году у Егоровых родился сын Вадим, а в 1968-м – дочка Лена. На родину в Саратовскую область Владимир Егорович тогда приезжал, всматриваясь в мир далекого детства, встречаясь с родными и бывшими соседями. Он встречался с разными людьми, среди которых были Елена Фабиановна Гнесина, Климент Ефремович Ворошилов, Василий Сталин, Людмила Зыкина. И те, кто изменил в XX веке облик всего мира: аббат Кентерберийский Хьюлетт Джонсон, британский главковерх в годы войны, фельдмаршал Б. Монтгомери, испанская революционерка и борец за мир Долорес Ибаррури, легендарный команданте Че Гевара!.. В 1960-е – 1980-е годы скульптор Владимир Егоров много занимался монументальной скульптурой, создав в Свердловске (Екатеринбурге) памятники изобретателю радио Александру Попову (1975) и революционеру Ивану Малышеву (1977), мемориальные доски следовавшим по этапу через Екатеринбург в Сибирь декабристам (1964) и замечательному писателю Павлу Бажову (1979), памятник разведчику Николаю Кузнецову (1985), панно-барельефы "Уралмаш: история и современность" (1990) на станции Уралмаш Свердловского метрополитена. Также Егоров являлся членом художественного совета архитектурно-художественного объединения "Ромонументискусство", членом правления Свердловской областной организации Союза художников России. Работы скульптора В. Е. Егорова стоят в городах Свердловской области, в Кургане и Тюменской области, в Приамурье, Москве и Подмосковье, в Казахстане... Егоров мечтал, чтобы какая-нибудь его скульптура появилась в Саратовской области, может даже в родном селе Гривки или его окрестностях, но не сбылось. Тяжелая и нервная работа, зависть и недоброжелательность немалого числа коллег подорвали крепкое когда-то сердце. Жизнь Владимира Егоровича 19 февраля 1990 года оборвалась сердечным приступом. Но жизнь художника, скульптора продолжается в созданных им образах.

Уральский камнерез Зверев

Автор: В. Е. Егоров
Дата: 1954 год

Умелец Татауров

Автор: В. Е. Егоров
Дата: 1957 год

Лётчик Анатолий Серов

Автор: В. Е. Егоров
Дата: 1960-е годы


Награды
Владимир Егорович Егоров был заслуженным работником культуры РСФСР, народным скульптором Урала, лауреатом всероссийских конкурсов и выставок, кавалером Ордена Почёта.


В. Егоров, 2014 (последнее изменение: 23.03.2014)