Содержание
Биография
Литература

Г. Лелевич

Источник: "Пролетарские писатели: антология пролетарской литературы"
Дата: 1920-е годы

Калмансон (Лелевич) Лабори Гилелевич – пролетарский поэт и литературный критик.


Биография
Советский поэт еврейского происхождения Г. Лелевич (Лабори Гилелевич Калмансон) родился 17 (30) сентября 1901 года в Могилёве в семье поэта Гилеля Моисеевича Калмансона (Перекати-Поле). С детства рос в атмосфере увлеченности книжной культурой. Автор сборников "Набат", "В Смольном", поэмы "Голод", литературоведческих книг "О принципах марксистской критики", "В. Я. Брюсов", "О пролетарском литературном молодняке". Член Всероссийской ассоциации пролетарских писателей, соредактор журнала "На посту", создатель историографического труда "Ленин как историк партии и революции".
Лелевич принял участие в острейшей литературной борьбе 1920-х годов. Был связан с так называемой "ленинградской" оппозицией XIV съезда ВКП(б). Наряду со многими активистами, замеченными во фракционной деятельности, после XIV съезда, в том числе в связи с радикальными заявлениями о необходимости корректировки политики партии в области литературы и монополизации литературной власти, в феврале 1926 года был переведён в Нижнее Поволжье – регион, специально предназначенный для политической ссылки.
Находясь в Саратове, являлся членом губернского суда. С 1 января 1927 года по 1 декабря 1928-го работал доцентом кафедры истории русской литературы педагогического факультета СГУ имени Н. Г. Чернышевского. С апреля 1927 года впервые читал курс "Современная русская литература". Участвовал в оппозиционной агитации, используя слабые места некоторых саратовских профсоюзов (например, печатников, переживавших в 1927 году постоянное сокращение заказов и рабочих мест). Исключён из членов ВКП(б) 2 января 1928 года как оппозиционер. Отстранен от занимаемой должности доцента СГУ 1 декабря 1928 года по предъявлению обвинения в преступлении, предусмотренном ст. 58, пункт 10.
Несмотря на полную политическую неблагонадёжность, обнаружен в списках читавших лекции в саратовском Обществе литературоведения не только в 1928-м, но и в 1930-е годы.
Следует различать политические и литературные воззрения Лелевича. Так, если в политическом отношении он испытал значительное влияние планов Л. Троцкого, связанных с мировой революцией, то в области литературы проводил в жизнь исключительно собственные идеи, не продиктованные ни одним из политических лидеров. В то время как Л. Троцкий и ряд других деятелей культуры призывали сохранить литературное наследие дворянской эпохи, временно возложить задачи пролетарской литературы на плечи уже сформированных слоёв литературной интеллигенции, члены ВАПП Г. Лелевич, А. Безыменский, Л. Авербах, С. Родов, И. Вардин провозглашали своей целью воспитание "нового" писателя. Лелевич категорически не принимал идею Троцкого о том, что ожидаемая в будущем "бесклассовая культура" диктует необходимость сведения к минимуму пролетарских литературных экспериментов. По мысли Лелевича, рабочий, который вчера стоял у станка, не имеющий представления о целях литературы и её роли в обществе, должен был внезапно осознать культурные задачи новой эпохи и стать по приказу свыше выразителем идей своего социального класса. В советское время сложился шаблон восприятия подобных идей как "революционного фразерства", "вульгаризации марксизма в области искусства". Лелевич предлагал реформировать преподавание литературы.
Критик полагал, что историю русской словесности перспективно начинать изучать с Н. Некрасова. Известны разборы творчества А. Ахматовой, С. Есенина, М. Булгакова, в которых Лелевич рассматривает авторов в качестве "мелкобуржуазных пережитков прошлого". Бескомпромиссно выступал против редакторской политики А. Воронского ("Красная новь").
Творческий портрет литератора не укладывается в прокрустово ложе борьбы за литературную власть – гонорары, тиражи, редакционную инфраструктуру. В современном литературоведении практически полностью игнорируется попытка теоретизирования, предпринятая Лелевичем, – его специфическое развитие идеи В. Переверзева о "стержневом образе эпохи", представление о стиле как о единстве тематических и идейных элементов психоидеологии определенной социальной группы.
Сыграл заметную роль в культурной жизни Саратова – выступал на литературных вечерах поэтов, публиковал в газете "Саратовские Известия" (до 1928 года) циклы литературно-критических статей. С конца декабря 1926-го и в течение следующего календарного года на регулярной основе читал для членов саратовской ячейки ВАПП лекции на темы истории и теории литературы.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 декабря 1928 года выслан на Урал. По письмам известен относящийся к этому периоду адрес в Соликамске. В 1931 году постановление отменено и Лелевичу разрешено свободное перемещение. В 1930-х годах преподавал в педагогическом институте и институте национальных культур в Дагестане. В ходе массовых репрессий арестован и расстрелян в Челябинске 10 декабря 1937 года. Посмертно реабилитирован. "Эпоха умеет беспощадно мстить" – пишет Лелевич в одной из статей, предсказывая себе судьбу.

Распределение часов Лелевича в Дагестанском педагогическом институте имени А. С. Бубнова

Источник: из коллекции А. Хрусталёвой
Дата: 1930-е годы

Литература
Художественная литература в оценке русской марксистской критики, Р. С. Мандельштам, Госиздат, 4-е переработанное издание, 1928.
Губернская власть и словесность: литература и журналистика Саратова 1920-х годов, под редакцией Е. Г. Елиной, Л. Е. Герасимовой, Е. Г. Трубецковой, Саратов, Издательство СГУ, 2003.
Лелевич Г. (Лабори Гилелевич Калмансон) // Литературоведы Саратовского университета 1917–2009 (стр. 128–132), И. Ю. Иванюшина, Саратов, Издательство СГУ, 2010.
Роль местных контрольных комиссий ВКП(б) в борьбе за единство и чистоту партийных рядов, 1926–1934 (на материалах Нижнего Поволжья), А. Н. Донин, диссертация на соискание учёной степени кандата исторических наук, Саратов, СГУ, 1987.
Неистовые ревнители, С. Шешуков, изданик 2-е, Москва, "Художественная литература, 1984.
Г. Лелевич и специфика литературной ситуации Саратова 1920-х годов: комментарий к одной литературной ссылке, А. Хрусталева, "Цивилизация и человек", 2010, №2 стр. 108–111.1.



А. Хрусталёва, 2014 (последнее изменение: 07.11.2019)