Алгемба – проект железной дороги и нефтепровода, первая коммунистическая стройка века, оставшаяся незавершённой и унесшая несколько десятков тысяч жизней.
География
По планам Алгемба должна была связать нефтепромыслы на казахстанской реке Эмбе, а конкретнее в посёлке Макат (координаты: ) с заволжским селом и тупиковой станцией Александров Гай (координаты: ). Прокладывалась дорога напрямую, её проектная длина составляла
километров. Местность эта и сегодня представляет собой почти не заселённую, пустынную солончаковую степь.
История
В конце 1919 года в районе Эмбенского нефтеносного района велись важные бои гражданской войны. Основные районы нефтедобычи были на тот момент недоступны большевикам, и на Эмбенские месторождения возлагались большие надежды.
4-я армия Туркестанского фронта, в которую входила знаменитая Чапаевская дивизия, под командованием Михаила Фрунзе
5 января 1920 года заняла Гурьев, а
8 января – нефтепромыслы Доссор и Макат. Предвидя победу, в декабре
1919 года в Кремле разработали проект железной дороги, по которой нефть доставлялась бы с Эмбы в Александров Гай (название дано по первым буквам конечных пунктов). Впоследствии к проекту также добавили прокладку нефтепровода параллельно дороге. Строя с двух сторон, встретиться планировалось в казахстанском селе Гребенщиково. Уже существовавший старый нефтепровод до Каспия не функционировал, и скорейшее решение о путях вывоза чёрного золота с месторождений было необходимо. При этом итоговый проект выглядит как минимум странно. Затраты на строительство были несоизмеримо высокими, и вряд ли таким масштабам соответствовало само Эмбенское месторождение, дававшее в
1913 году лишь
1,1% годовой добычи страны. К тому же завоевание основных районов нефтедобычи в Грозном и Баку уже становилось неминуемым и в итоге состоялось в
марте–апреле 1920 года. Тем не менее,
17 января Фрунзе получает указ от Троцкого о переводе армии на строительство Алгембы. Большую заинтересованность в строительстве проявлял лично Ленин, неоднократно форсировавший его и выделявший на него огромные средства без положенного учёта. Реальность же была такова: в тяжёлых климатических условиях, при полном отсутствии необходимой инфраструктуры и серьёзных проблемах в снабжении строительство продвигалось медленно и вскоре упёрлось в нехватку стройматериалов. Для скопившейся на месторождении нефти не хватало хранилищ, и летом
1920 года её начали выливать в песок. Кремль издал директиву разбирать для нужд Алгембы уже имевшиеся нефтепроводы с разной толщиной труб и даже использовать деревянные трубы, которые физически не могли выдержать давления в подобной конструкции. Тем временем на стройке свирепствовали тиф, холера и голод, уносившие ежедневно сотни жизней. Одновременно местными жителями растаскивалось уже построенное. В октябре
1921 года строительство Алгембы было окончательно остановлено. По приблизительным оценкам, оно унесло жизни порядка
35 тысяч человек.
Намеренно забытая в советские годы и вновь преданная гласности современными исследователями Алгемба хранит в себе множество загадок и поводов для размышлений. Изначально экономически бессмысленный и технически невозможный проект в условиях гражданской войны тем не менее был запущен, при чём для его реализации в строителей переквалифицировали одну из самых успешных армий. Выделявшиеся на постройку средства санкционированно обходили контроль и учёт, и их истинное назначение остаётся неизвестным. Зачем нужна была эта стройка высшему руководству молодой страны, чьё существование в тот момент было под большой угрозой? В настоящее время историками выдвигаются две основные версии, объясняющие истинные цели Алгембы. Согласно первой, Ленин и его окружение были заинтересованы в устранении молодого и энергичного Михаила Фрунзе. Фактический развал его армии и дискредитирующее участие в неудачном проекте отодвигали видного деятеля революции на второй план. Если это и не было сделано намеренно, то должно было как минимум быть очевидно. Через четыре года после провала Алгембы Фрунзе умер при загадочных обстоятельствах в результате неудачной операции язвы желудка. Другим возможным мотивом осуществления Алгембы могли стать финансовые махинации. Эта версия выглядит также весьма правдоподобной, так как огромные средства, свободно выделявшиеся на проект, были освоены лишь частично и большей частью исчезли в неизвестном направлении. Подобные аферы на высшем уровне имели место в тот период, и в намеренно форсированном и бесконтрольном переводе денег мог быть лично заинтересован ряд ответственных лиц (в частности технический руководитель проекта
Ю. В. Ломоносов, участник "паровозной аферы" того же периода, вскоре после этого навсегда покинувший СССР). При всех открытых вопросах и невыясненных обстоятельствах известным и однозначным остаётся итог: Алгемба является одной из главных трагедий ленинской эпохи, грандиозной и кровопролитной стройкой, о которой сегодня почти ничего, кроме архивных документов, не напоминает.
И. Козловский, 2013 (последнее изменение: 13.05.2023)