Лопуховка – станция и посёлок в Аткарском районе.
География
Располагается Лопуховка в северо-западной части района в
километрах от Аткарска и в
километрах от Саратова. Координаты: . В посёлке находится железнодорожная станция участка
Ртищево – Аткарск, на которой останавливаются пригородные поезда. С районным центром Лопуховка связана асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом.
История
Железнодорожная станция Лопуховка (Лапуховка) открылась в 1870-х годах после завершения строительства железной дороги из Москвы в Саратов. Первоначально она называлась Жуковкой по старому названию ближайшей к ней деревни Ларионовки (также Барковка, Ларионославское, Иларионовка) – современной северной левобережной части посёлка. Своё нынешнее имя станция получила позже по альтернативному названию другой соседней деревни Александровки (Лаурзы), которая сегодня является северной правобережной частью Лопуховки. Ларионовка и Александровка образовались в первой половине
XIX века. Первая до отмены крепостного права принадлежала землевладельцу Дунину. Располагалась деревня (сельцо) на просёлочном тракте из Аткарска в Сердобск, в
1859 году она насчитывала
18 дворов, 109 мужчин и
106 женщин. Владельцами Александровки были помещики Кишенские, в канун крестьянской реформы в деревне в
18 домохозяйствах проживали
69 мужчин и столько же женщин. К югу от Александровки проходил почтовый тракт из Аткарска в Воронеж. По статистическим данным
1886 года в Ларионовке насчитывалось
33 двора, 98 мужчин и
80 женщин (крестьяне и несколько семей военных), среди которых грамотными были трое мужчин, и ещё два мальчика учились в школе. Удобной земли было
288 десятин (всё чернозёмы до
3/4 аршина в глубину). Выращивали крестьяне рожь и в меньших количествах овёс. Лошадей держали
66 голов, жеребят – 28, коров – 28, телят – 23, овец – 232, свиней – 16. Все дома были деревянными, крытыми преимущественно соломой. В Александровке в том же году было
26 дворов, 65 мужчин (лишь шесть грамотных) и
62 женщины (в основном крестьяне, а также военные и мещане). Удобной земли имелось
283 десятины (чернозёмы, как и в Ларионовке), засеивали их рожью и реже овсом. В хозяйствах было
44 лошади, 9 жеребят, 21 корова, 19 телят, 109 овец и одна свинья. Все жилые постройки были деревянными с соломенными крышами. В пристанционном посёлке к середине
1890-х годов уже насчитывалось более десятка домохозяйств разных сословий. Жители были в основной массе православные, обе деревни и станция были приписаны к приходу Покровской церкви села Георгиевка и входили в Даниловскую волость Аткарского уезда Саратовской губернии. Со станции в начале
XX века ежегодно отправлялось до
2800 тысяч пудов различных грузов. С постройкой паровых мельниц Яковлева (производительностью в три миллиона пудов) и Новикова
(750 тысяч пудов) возросло также и промышленное значение Лопуховки, которая превратилась в большой рынок, куда для сбыта и последующего размола со всей округи свозили крестьянский хлеб. В середине октября революционного
1905 года Лопуховка, как и другие станции губернии, была одним из центров стачечного движения железнодорожников и народных волнений.
В 1910 году в Лопуховке на землях, арендованных у общества Александровки, в
79 домохозяйствах проживали
223 мужчины и
253 женщины (крестьяне и мещане разных губерний, русские и немцы). Работали земская школа и почтовое отделение. В Ларионовке насчитывалось
43 двора, 123 мужчины и
125 женщин (все русские). Надельной земли у крестьян было
145 десятин, арендованной – 156. Рожь и овёс выращивали в примерно равных пропорциях, просо и пшеницу – в небольших количествах. Рабочего скота держали
52 особи, молочного – 36, гулевого – 42, мелкого – 344. В работе использовали
24 железных плуга,
13 веялок и две молотилки. В Александровке в
25 дворах проживали
71 мужчина и
57 женщин (также все русские), работала земская школа. Надельной земли было
107 десятин, купленной – 24, арендованной – 22. Рожь, овёс, просо и пшеницу возделывали в тех же пропорциях, что и в соседней Ларионовке. Рабочего скота насчитывалось
34 особи, молочного и гулевого –
по 23, мелкого – 131. Из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий имелось
8 железных плугов,
5 веялок, две жнейки и молотилка.
В 1911 году со станции отправилось свыше
20 тысяч пассажиров и
1601 тысяча пудов грузов (в основном хлеб в зерне, мука, семена подсолнечника), прибыло
548 тысяч пудов грузов (преимущественно соль, мануфактура, лес, уголь). С ежемесячных конских ярмарок Большой Екатериновки из Лопуховки отправлялось до
40 вагонов лошадей.
С приходом Советской власти Лопуховка, Ларионовка и Александровка стали центрами одноимённых сельсоветов.
В 1920 году в период разгула зелёного движения на станции вёлся бой красных отрядов с бандой Попова. Перед началом коллективизации Ларионовка и Александровка вошли в Лопуховский поселковый совет, а позже объединились в одно село Александровка.
В 1930-х годах продолжала работу дореволюционная мукомольная мельница, перешедшая в ведение
АО "Союзхлеб". В 1930 году открылась
Лопуховская МТС, при которой через год сдали в эксплуатацию ремонтную мастерскую. Также в
1930 году была построена деревянная школа, к которой в
1934 году пристроили спортзал. Великая Отечественная война унесла жизни
248 жителей Лопуховки. В послевоенные годы открылись небольшой молокозавод и второе здание школы из кирпича. Оба школьных корпуса к
1980-м годам пришли в аварийное состояние, и
20 ноября 1983 года распахнула двери новая средняя школа. Александровка в то время всё ещё официально считалась отдельным населённым пунктом.
Сегодня Лопуховка с присоединённой к ней на рубеже
XX и XXI столетий Александровкой насчитывает примерно
1300 жителей и является центром одноимённого сельского поселения. В посёлке работают дом культуры, медпункт, отделение связи, магазины, АЗС, детский сад "Колосок" и средняя общеобразовательная школа, с
2015 года носящая имя Героя Советского Союза Владимира Васильевича Платицына, уроженца Малых Копёнов.
Достопримечательности
Главной историко-архитектурной достопримечательностью Лопуховки является старое здание железнодорожного
вокзала . Рядом со станцией и путями установлен памятник
В. И. Ленину . Мемориал Великой Отечественной войны находится в северной части
посёлка .
И. Козловский, 2016 (последнее изменение: 11.05.2016)