Стригай – село в Базарно-Карабулакском районе.
География
Стригай располагается в километрах от Саратова и в
километрах от Базарного Карабулака. Координаты: . Ближайшая железнодорожная станция находится в Хватовке в
15 километрах к северу. Из районного центра в Стригай ходит рейсовый автобус. С проходящей в
19 километрах восточнее региональной трассой Р228 село связано асфальтированной дорогой.
История
Русское поселение Стригай (Николаевское, Никольское) образовалось в первой четверти
XVIII века и было заселено пахотными солдатами, однодворцами и беглыми крепостными, скрывавшимися до этого на Хопре. Во время второй ревизии в
1740-х годах оно насчитывало
157 душ мужского пола и входило в Симбирский уезд. Расположенное на трёх оврагах (Большой, Бутырки и Вязовый), при слиянии которых формировалось русло речки Стригайки, сельцо получило название Тригай по богатым деревьями и кустарником рощам на склонах оврагов. Православная церковь существовала в поселении с
1709 года, однако документальных подтверждений этих сведений не сохранилось.
В 1765 году по прошению пахотных солдат началось строительство новой церкви во имя Николая Чудотворца. На тот момент в поселении было
90 дворов. Завершена церковь была к
1774 году. В том же году она колокольным звоном приветствовала отряд Емельяна Пугачёва (по некоторым воспоминаниям во главе с самим самозванцем), который большинство жителей (включая священнослужителей) встретило
хлебом-солью. Мятежники спрашивали стригайцев, кого они считают царём, и вешали всех, кто не признавал Пугачёва. Некоторые жители села вступили в отряды повстанцев и остались в них разбойничать и после поимки Пугачёва.
В 1799–1804 годах в село переселились ясашные
крестьяне-лашманы, отбывавшие повинность перевозкой леса из Вятской губернии на судостроительные пристани.
В 1806 году распоряжением правительства было утверждено официальное название Стригай. О Никольской церкви информация в дореволюционных печатных источниках до наших дней дошла противоречивая. По одним данным, она сгорела вместе со всем селом во время большого пожара в
1795 году, после чего на её месте возвели часовню, проработавшую до
1833 года. Новую церковь же выстроили из камня в
1827–1833 годах. По другим сведениям сгорела церковь в
1814 году, а новый каменный храм с отоплением и одним престолом построили тщанием прихожан в
1824 году. Жители Стригая по происхождению и роду занятий делились на общества, которые управлялись старостами и раздельно отбывали повинности в деле податей, сборов и ссыпки в запасные магазины хлеба, а рекрутскую повинность отбывали сообща. Каждое общество имело отдельную "коробью" для хранения денег, письменных дел и бумаг. Подати через избранных стариков доставлялись сначала к воеводе в Симбирск, а затем в Пензу в казну. В солдаты брали не в порядке очереди, а ловили в домах, как правило среди одиноких и беззащитных, в то время как семейные и богатые защищались от призыва силой. Все постройки в Стригае были деревянными, крытыми большей частью соломой и реже тёсом. Строили в основном из чернолесья, снаружи дома обмазывали глиной. Центральная улица была единственной в селе прямой и проходила через церковную площадь с храмом и часовней на месте старой церкви. Все остальные улицы были беспорядочными, без разделения построек от гумен и огородов. Недалеко от села пролегал торговый тракт из Вольска в Дорофеевку. В канун отмены крепостного права в Стригае насчитывалось
938 мужчин и
1012 женщин (всего
191 домохозяйство). Помимо церкви работали две мельницы. Удобной земли после крестьянской реформы селяне получили
5853 десятины, неудобной – 356, леса –
413 десятин. Выращивали рожь, пшеницу и просо, горох, а также в малых количествах овёс и ячмень. Развито было садоводство – почти в каждом хозяйстве имелись сады с яблонями, вишней, смородиной и крыжовником. Три семьи занимались скупкой скота за Волгой и его последующей перепродажей. К двум ветряным мельницам во второй половине
XIX века добавились три водяные. Помимо реки для жизненных потребностей и водопоя скота также имелись небольшие пруды.
В 1869 году в церковной сторожке начала работу мужская приходская школа. Средства на её содержание выделяло земство, но в
1883 году оно отказало работавшему учителем священнику в жаловании
из-за того, что никто из учащихся не мог сдать экзамен. Школа после этого закрылась, а дети стали учиться грамоте на дому у местных крестьян (всего таких учителей было двое мужчин и две женщины, у каждого по
5–6 учеников). По сведениям, собранным в Стригае зимой
1885–1886 годов, село в семь порядков простиралось на версту в длину и
пол-версты в ширину. Вся надельная земля находилась при селе: треть – чистый чернозём, треть – хрящеватая, оставшаяся треть – суглинистая, песчаная и солонцеватая почва, в подпочве красная глина. Лес (в основном дуб и осина) к этому времени большей частью вырубили на дрова, которые с начала
1880-х годов закупали с казённого участка. Также многие топили кизяками и соломой. В яблоневых садах преобладали анис, бель и зерновка, которые продавали в родном селе и в Базарном Карабулаке. Саженцы покупали в основном двух- и трёхлетние в Золотом Камышинского уезда. Хозяйство вели трёхпольное, пахали сохой.
Из-за холодов и засух урожаи были хуже, чем в середине века. Зерно с общественных запашек ссыпали в хлебный магазин. Сбывали хлеб преимущественно в Вольске и Базарном Карабулаке. Помимо садов и возделывания зерновых в Стригае также разводили кур, которых затем скупали казаковские, вязовские и максимовские крестьяне. Из ремесленников в селе было
14 валяльщиков, 3 овчинника, 15 решетников, 5 кузнецов, 7 сапожников, 3 портных, 8 плотников. Работали мельницы и кабак, маслобойное и сыромятное заведения.
В 1890 году в Стригае вновь открылась школа грамоты в церковной сторожке. В октябре
1891 года общество утвердило проект строительства нового школьного здания с квартирой учителя, после чего был заложен фундамент. В том же году при Никольской церкви начало работу приходское попечительство. По данным переписи
1910 года в Стригае насчитывалось
623 хозяйства, 1818 мужчин и
1923 женщины, объединённые в одно сельское общество. Имелся
фельдшерско-акушерский пункт, были построены новая церковь и вторая школа. В составе Вольского уезда Саратовской губернии Стригай являлся центром Стригайской волости. Надельной земли у крестьян имелось
3680 десятин, купленной – 442. Сеяли в основном пшеницу и подсолнечник, а также просо и в небольшом количестве овёс. Рабочего скота держали
640 голов, молочного – 600, гулевого – 285, мелкого – 1900. Железных плугов в хозяйстве
использовали 250, жнеек – 10, веялок – 7, молотилок – 2. Местные монархисты входили в Стригайский отдел Союза Русского
Народа (СРН), который в
1912 году насчитывал
112 человек, включая местного священника,
17 женщин, четырёх малолетних и несколько уголовников.
В первые послереволюционные годы в Стригае была создана сельхозартель имени
7-ого съезда Советов, позже реорганизованная в одноимённый колхоз. В составе новообразованного Куриловского, а затем
Базарно-Карабулакского районов село было центром Стригайского сельсовета и входило сначала в Вольский округ
Нижне-Волжского края, а затем после ряда административных преобразований с
5 декабря 1936 года в Саратовскую область. Великая Отечественная война унесла жизни
150 жителей села. В поздний советский период в Стригае размещалась центральная усадьба колхоза имени
XXIII партсъезда.
В настоящее время Стригай с 349 дворами и 786 жителями является частью Старожуковского сельского поселения. Имеются детский сад и средняя общеобразовательная школа, дом культуры, отделения Сбербанка и почтовой связи, три магазина, столовая,
фельдшерско-акушерский пункт, котельная, сельхозпредприятие по производству молочной продукции. Село полностью газифицировано. Благодаря заброшенному старому храму и живописной природе Стригай пользуется популярностью среди любителей сельского туризма.
В 1999 году тщанием священника Валерия Коротеева был открыт молитвенный дом в приспособленном помещении (за неимением средств на восстановление исторического церковного здания) с престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме действуют библиотека и детская воскресная школа, оказывается помощь неимущим, Вязовскому психоневрологическому интернату.
Достопримечательности
Сохранившаяся до наших дней однопрестольная Никольская церковь в Стригае была построена на средства прихожан в
1907 году. Торжество освящения состоялось
16 (29) октября того же года. Штат причта состоял из священника и псаломщика, дома для которых были общественные.
В 1916 году тщанием жителей села были расписаны алтарь и средняя часть храма и установлен иконостас. В годы советской власти храм был закрыт и разорён. В результате сегодня полностью утрачено внутреннее убранство, обрушилась крыша. В настоящее время службы в возвращённом епархии частично руинированном здании не проводятся.
На центральной площади села установлен памятник погибшим в Великую Отечественную войну
односельчанам . Сохранился дом, в котором на собрании колхозников было принято решение о приобретении самолётов для советской армии. Колхознице Селивановой, внесшей самую большую сумму, в селе установлен
памятник .
Известные личности
В конце 1870-х годов в период "второго хождения в народ" в селе жил, работал и вёл революционную пропаганду будущий исполнитель неудачного покушения на императора
Александра II А. К. Соловьёв. В годы Великой Отечественной войны своё село прославила работница колхоза пчеловод
А. С. Селиванова, собравшая средства на три самолёта для фронта.
Читать также
Соловьёв А. К.
И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 20.05.2016)