Содержание
География
История
Легенды
Достопримечательности
Известные личности
Читать также

Сухой Карабулак – село в Базарно-Карабулакском районе.


География
Село расположено на одноимённой реке в южной части района в километрах от Саратова и в километрах от Базарного Карабулака. Координаты: . С районным центром Сухой Карабулак связан асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом, в селе имеется железнодорожная станция на вольской ветке. Со всех сторон Сухой Карабулак окружён холмами, оврагами и сельскохозяйственными угодиями.

Вид на село

Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013

Дом культуры

Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013


История
Мордовское (эрзя) село Сухой Карабулак было основано при одноимённой речке в середине XVIII века (в качестве более точной даты упоминается 1748 год). Первым ровное место у горы заприметил мордовский крестьянин Герасим (или, по рассказам некоторых старожилов, его старший брат Учай), который поставил в поле высокое дерево. На его верхушку сразу сел голубь, что Герасим счёл хорошим знаком, ибо птицы вьют гнёзда, и начал собирать народ, который потянулся на новые земли из Аловки, Селябы, Топоровки, Губажа (некрещёные татары), Яксяра (более подробное описание этих селений и их местонахождение народная память до нас не донесла). Герасим впоследствии также стал первым человеком, похороненным в Сухом Карабулаке. Из-под горы в ту пору выходили на поверхность соль и синяя краска. Первопоселенцы испугались, что это привлечёт помещиков, и завалили месторождение, попутно наложив на него проклятье. Тем не менее, от барского гнёта вольную мордву это не спасло, так как приглянувшиеся им земли уже принадлежали помещикам, а именно грузинскому царевичу Арчилу и знатному роду Апраксиных. В честь первого поселенцы назвали село Арчилов Арчилоувеле, или просто Арчилов. Административно в первые годы существования Сухой Карабулак входил в Пензенский уезд. В 1769 году по инициативе царевича Георгия Вихтанова (Вахтанговича) (по-видимому, наследник Арчила) мордва приняла православие (деревня вошла в Новиковский приход) и уже через год запросила разрешение на строительство деревянной церкви, полученное в 1773 году. Освятили деревянный храм в 1880 году во имя иконы Казанской Божией Матери. По престолу сельцо также начали называть Богородским. Грузинский царевич наследников не имел и перед смертью завещал свои земли крестьянам. Гораздо более увлекательно и непросто складывались на рубеже XVIII и XIX веков отношения сухо-карабулакской мордвы с другим местным землевладельцем – генералом Степаном Степановичем Апраксиным. Молодой помещик жил в Москве и, узнав о том, что его земли активно заселяются, возражать не стал. Когда село разрослось, и крестьянам уже некуда было деваться, он обложил их платой с ворот. Один из первопоселенцев старик Павел предложил перехитрить барина и поставить на все дворы одни ворота. Приехавший за деньгами Апраксин был вынужден вернуться в Москву несолоно хлебавши и заставил крестьян платить ему с трубы. Вернувшись через год, Апраксин обнаружил, что все трубы крестьяне разобрали и устроили чёрные избы. Попытка обложить село данью с каждого окна также не увенчалась успехом, так как мордва сразу все окна заколотила. В итоге Апраксин установил оброк в пять рублей ассигнациями на каждую душу. Так как молодёжь и овдовевшие уроком (данью) облагаться не могли, помещик и управляющий старались их женить (в этом рассказе старожилов, однако, нет точного свидетельства, что речь именно об Апраксине). Отцов, противившихся выдавать детей за одиноких стариков, секли розгами. В подобных браках были частыми убийства и самоубийства. Помимо владений Апраксина часть Сухого Карабулака также приходилась на пустовавшие земли помещика Шахматова, у которого в 1801 году они были крестьянами полностью выкуплены при содействии и на имя Апраксина, так как крепостные в тот период совершать подобные сделки самостоятельно не могли. От Апраксина Сухой Карабулак унаследовал его зять, бездетный князь Голицын, после которого в свою очередь селом завладела его вдова Наталья Степановна. При последней крестьяне перешли на барщину: три дня работали на барыню, другие три – на себя. При первом же неурожае и голоде Н. С. Голицына село продала своему родственнику князю Щербатову. В 1840-х годах в Сухом Карабулаке насчитывалось примерно 500 жителей. По данным переписи 1859 года в селе в 219 домохозяйствах проживали 559 мужчин и 567 женщин. Чуть западнее пролегал просёлочный тракт из Саратова в Кузнецк, помимо церкви также имелись овчарня, четыре мельницы и кабак, являвшийся главной причиной повсеместного пьянства среди местных жителей. После отмены крепостного права сухо-карабулакские крестьяне хотели отказаться от наделов, рассчитывая на то, что у них уже есть купленная через Апраксина Шахматовская пустошь, но князь Щербатов подарил им по десятине на душу, а пустошь оставил себе. Крестьян такое решение не устроило, и они начали судебную тяжбу за пустошь, которая в итоге растянулась на несколько десятилетий и сопровождалась народными волнениями и последующими усмирениями с применением войск. Саратовский губернатор и губернский предводитель дворянства Владимир Алексеевич Щербатов все суды, конечно же, выиграл, но крестьяне не унимались и упорно продолжали писать петиции во все мыслимые и немыслимые инстанции (в том числе митрополиту Исидору и даже датскому королю Кристиану IX, тестю Александра III). Заступивший в 1887 году на пост губернатора А. И. Косич, заранее предупреждённый о ситуации в селе как об одной из главных проблем, ожидающих его в губернии, жителям Сухого Карабулака вновь ответил отказом возобновить тяжбы. Через год после этого крестьяне решили по весне пустить 500 плугов (вместе с подговоренными соседями из экономии Воронцова-Дашкова) на земли Щербатова. Узнав об этом, Косич направил к месту событий два батальона солдат. Армию в Сухом Карабулаке встретили хлебом-солью, но от замысла не отказались, и лишь угроза отстрела всех вышедших на поля волов остудила пыл крестьян. В ту же ночь несколько сотен человек вновь отправились в Саратов к губернатору, которого они во дворе его дома на коленях просили отдать им землю. Прокурор с нарядом полиции и воинской командой арестовали лидеров шествия и разогнали остальных под конвоем. После этих событий и смерти Щербатова был новый суд, на который пускали лишь 80 человек, но разными путями в Саратов съехалось почти всё село. Заранее размещённые на подъездах к городу войска развернули крестьян и отправили обратно домой. Суд оставил первоначальное решение о спорной земле без изменений. Вслед за этим к Косичу явились крестьяне одного из соседних с Сухим Карабулаком сёл с просьбой продать им многострадальную землю, на что получили разрешение. Надежды губернатора на то, что это охладит конфликт, не оправдались, и за новостью о продаже Шахматовской пустоши последовали новые волнения, в ответ на которые вице-губернатор Высоцкий отправился в село и дал указ пребывавшим там войскам высечь зачинщиков. Не удивительно, что в Первую русскую революцию в Сухом Карабулаке произошли новые выступления желавших свести счёты с властью крестьян. В это же время имело место ещё одно важное событие в истории Сухого Карабулака – визит уроженца села, учителя Р. Ф. Учаева, который собрал среди местной мордвы большой фольклористический и исторический материал, частично вошедший и в данную статью. Мордва к тому моменту уже во многом обрусела, бросила национальный костюм и позабыла большинство народных песен, чему во многом поспособствовали крещение и тот факт, что располагался Сухой Карабулак в окружении русских поселений. В 1910 году в селе насчитывалось 375 дворов, 886 мужчин и 904 женщины. Работали церковь, ветеринарный пункт, приходская школа (с 1887 года) и земское училище (открыто 1 (13) сентября 1870 года в одном из домов княгини Марии Афанасьевны Щербатовой, позже преобразовано в четырёхклассное). Село являлось частью Ключевской волости Саратовского уезда. Надельной земли у крестьян было 286 десятин, купленной – 1030. Две трети посевов отводились под пшеницу, также выращивали подсолнечник и в малых количествах овёс, просо и рожь. Рабочего скота держали 517 голов, молочного – 438, гулевого – 498, мелкого – 2415. Жнеек и молотилок было по три на всё село, веялок имелось 24.

Земско-общественная школа

Источник: из коллекции СОМК
Дата: 1899 год

С приходом Советской власти жизнь в селе начала перестраиваться на новый лад. 26 ноября 1918 года сухо-карабулакский мордовский волостной Совет избрал комиссию для выполнения декрета Советского правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви. Административно Сухой Карабулак стал центром одноимённого сельсовета и 12 ноября 1923 года был включён в Елшанскую волость. В 1928 году была построена новая деревянная школа со светлыми просторными классами, вскоре преобразованная в семилетку. Великая Отечественная война унесла жизни 119 жителей Сухого Карабулака. В 1947 году местная школа стала восьмилетней, а в 1964 году – средней. Школьное здание неоднократно перестраивалось и расширялось, также был построен интернат для старшеклассников из соседних сел. В 1985 году было сдано в эксплуатацию современное типовое двухэтажное здание школы. На тот момент Сухой Карабулак был центральной усадьбой колхоза имени XXI партсъезда.
В послесоветские годы Сухой Карабулак был центром одноимённого округа, после чего вошёл в состав Максимовского муниципального образования. В селе в настоящее время насчитывается 365 дворов (все газифицированы) и 862 жителя. Имеются отделение связи, детский сад, средняя общеобразовательная школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, магазины, водонапорная башня, рыбонагульный пруд. Как и прежде, проживает в Сухом Карабулаке сегодня в основном мордва.

Вокзал

Источник: из коллекции автора
Дата: 24.07.2009

Окраина села

Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013


Легенды
В дореволюционном прошлом среди мордвы Сухого Карабулака бытовал целый ряд весьма любопытных легенд и суеверий. Так, крестьяне верили в бога Чура (несмотря на принятие православия), в существование домовой юртавы (которую неоднократно видели), в то, что медведи – это проклятые люди. В селе считалось также, что черти жили с людьми вместе. Являлись они в человеческом обличье, но не показывали спины, ибо её у них не было, и ходили они внутренностями наружу. Также любили черти являться разными оборотнями (в виде животных или даже предметов) и старались не пропустить ни одной свадьбы, так как очень любили гулянья и отлично плясали.
Если с чертями мордва спокойно жила бок о бок, то призраков опойцев (умерших от пьянства крестьян) в селе побаивались. Рядом с Сухим Карабулаком было урочище Каналейка с озёрами, куда бросали опойцев и где также находились пашни. После работ крестьяне ночевали в поле и часто жаловались, что по ночам опойцы выходят из воды и крадут из-под них спящих войлок, который уносят с собой в озёра.
Верили в селе и в колдовство. Согласно одной местной легенде, в крепостные времена пытались мордвины сделать плотину для мельницы, но запрудить реку никак не получалось. Староста бранился и бил незадачливых крестьян. Один из них по имени Илья Кривая Голова попросил украсть для него у старосты перчатку, которую он затем заговорил и бросил под плотину. Вода сразу остановилась и запрудилась, а староста на следующий день умер.
Из местных традиций гадания наиболее интересны новогодние обряды у девушек. Накануне праздника они бросали через ворота башмак: на какую сторону нос укажет, туда и угодит девица замуж. По другой традиции выбирали вслепую их трёх шапок, под которыми были спрятаны гребешок и кольцо: попадётся гребешок – полюбит щёголя, выберет шапку с кольцом – замуж выйдет, пустая шапка – ждать любви до следующего года. Гадали также на растопленном олове, которое бросали в воду: у кого олово упадёт белым и кудрявым – та будет счастлива замужем, а коли тёмным и гладким – несчастным будет брак. Другим предметом гадания было благосостояние будущего жениха, которое определялось через раскладывание дров "в сусеку" и "в мешок": у какой девицы последнее полено ложится в мешок – та угодит замуж за бедняка, а у которой в сусеку – за богатого.
Как и у других народностей, большая часть суеверий у мордовских крестьян была связана с урожаем. Например, коноплю в Сухом Карабулаке сеяли в рваных рубашках, чтобы "конопля уродилась на рубашки". Когда сажали картофель, связывали хвост пашущей лошади: насколько велик получившийся из хвоста узел – такими и уродятся картофелины.

Памятник погибшим землякам

Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013

Казанская церковь

Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013


Достопримечательности
Каменный однопрестольный храм во имя иконы Казанской Божией Матери в Сухом Карабулаке был построен вместо ветхого старого в 1860 году тщанием местного землевладельца князя Владимира Алексеевича Щербатова. В штат причта входили проживавший в общественном доме священник и псаломщик, которому полагался церковный дом. 2 (14) мая 1897 года было получено разрешение на ремонт храма с установкой новых крестов на средства княгини М. А. Щербатовой. Руководил работами управляющий экономией Канищев, 14–15 (26–27) июля того же года реконструкция была торжественно завершена всенощной, крестным ходом, освящением и поднятием крестов. В советское время храм закрыли, разорили внутреннее убранство и снесли колокольню и купол. В опустевших помещениях церкви некоторое время работала столовая сельскохозяйственной артели. Православный приход в селе был восстановлен в 2001 году. 9 июня 2002 года протоиерей Александр Ткачёв совершил чин положения Антиминса и первую Божественную Литургию в возрождённой Казанской церкви. В настоящее время медленными темпами ведётся восстановление храма, признанного объектом культурного наследия области. Из-за отсутствия отопления храм открыт только в тёплое время года.
Рядом с храмом установлен памятник землякам, погибшим в боях Великой Отечественной войны . Также довольно примечательным является старое здание вокзала на станции Сухой Карабулак .

Известные личности
Уроженцем Сухого Карабулака является участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Алексей Петрович Босов.

Читать также
Босов А. П.


И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 17.08.2018)