Содержание |
География История Достопримечательности Известные личности Читать также |
Памятник погибшим на войне односельчанам
Автор: И. Козловский
Дата: 13.09.2010
География
Вязовка располагается в восточной части района на одноимённой речке в километрах от Саратова и в километрах от Базарного Карабулака. Координаты: . Ближайшие железнодорожные станции находятся в Шировке и Горном (Куриловке), из районного центра в Вязовку ходит рейсовый автобус. С проходящей чуть восточнее региональной трассой Р228 село связано асфальтированной дорогой.
История
Русское село Вязовка было основано в начале XVIII века (в качестве более точной даты в ряде источников встречается 1722 год) беглыми крестьянами из центральных губерний России на территории Симбирского уезда (в той его части, что впоследствии вошла в состав Саратовской губернии). По построенной уже в первые годы существования села церкви его называли Богородицким, другое старое название Краденый Ключ связано с существовавшим ранее на этом месте притоном разбойников. Закрепившееся затем современное название Вязовка обусловлено тем, что в тот период на месте села были топи, покрытые вязовым лесом. Имелся тогда поблизости и дубовый лес огромных размеров, в котором водились медведи. В статусе вольных вязовские крестьяне ходили недолго – уже через несколько лет после основания поселения оно было передано в ведение Святейшему Синоду и получило, соответственно, статус синодального. В 1725 году Синод перевёл в Вязовку 30 крестьян. На тот момент в поселении уже стояли несколько дворов первопоселенцев из Тамбовской и Орловской губерний. Согласно рассказам старожилов, роль старосты выполнял крестьянин Пузаков – человек с большим животом и суровым нравом, глава большой семьи, которая вместе с Савельевыми и Самойловыми считается родоначальницей Вязовки. По легенде, Пузакову в Вольске перед своей казнью один разбойник рассказал о зарытом кладе. Раскопав его, крестьянин разбогател и приобрёл особый авторитет. В 1740-х годах во время второй ревизии в Вязовке насчитывалось 482 души мужского пола. В 1760 году была построена новая Казанская церковь на месте сгоревшего первого храма села. Во второй половине XVIII века Вязовка быстро разрасталась, в село продолжали съезжаться крестьяне из разных уголков страны, в том числе из Нижнего Ломова и центральной России, мордва с верховьев Волги, татары и получившие при Екатерине II право селиться в саратовских краях старообрядцы. К концу столетия в Вязовке проживали уже около двух тысяч человек. Примерно в это время село из статуса синодального перешло в казну. Также часть земель принадлежала помещику Александру Жукову, который в 1798 году крестил здесь в речке Вязовке местных чувашей и стал им крёстным отцом. Впоследствии на этом месте был устроен рыбий садок. К началу XIX века заселение Вязовки было большей частью завершено. Располагалось село между отлогими возвышенностями. С юго-запада его рассекал овраг Мословка в две версты длиной, покрытый дровяным лесом. В середине этого оврага брала начало речка Вязовка, которая на территории села пополнялась родниковыми водами и впадала за три версты в Казанлу. По берегам Вязовки, на которых росли белые ивы, местные крестьяне держали огороды, где росли капуста и огурцы. В центре села находился родник Краденый (по уже упоминавшемуся притону воров) с хорошей водой, в полуверсте от него проистекал родник Лутохин (по фамилии обустроившего его крестьянина). В шести верстах от села добывали красную глину, из которой вырабатывали краску, называвшуюся мумией и шедшую на окраску домов. В 1840 году по распоряжению палаты государственных имуществ в Вязовке открылось окружное училище для крестьянских мальчиков с целью готовить работников в писари и на прочие мелкие административные должности в окружные правления и сельские расправы. При школе по инициативе священника А. И. Софинского была создана библиотека, второй вязовский священник Ф. И. Раев передал в её фонд книги, собранные в Саратове (в том числе и у своих родственников Чернышевских). Отец Софинский был также назначен наставником мужского училища (на этой должности он впоследствии проработал 43 года). С детьми молодой благочинный был ласков, делал им подарки и умел завлечь их в школу, собирал из учеников певческий хор. Вновь назначенные учителя Вольского и Хвалынского уездов регулярно направлялись в Вязовку поучиться его методике. В 1845 году в селе открылось женское училище под руководством жён священников Софинского и Никольского. Казанская церковь, стоявшая на возвышенности в центре села, в 1856–1857 годах была перестроена. Очевидно, в рамках этой реконструкции был освящён новый придел во имя Николая Чудотворца. Храм имел два штата, третий был упразднён в 1844 году после отделения Шировки и Ершовки в отдельные приходы. В церкви хранились две почитаемые святыни: древняя, отреставрированная в 1850 году икона Спасителя в вызолоченной через огонь апликовой ризе с камнями и икона Божией Матери, выписанная с Афона. Накануне отмены крепостного права в Вязовке насчитывалось 400 дворов, 1345 мужчин и 1573 женщины. Помимо церкви и двух училищ также работали две мельницы, через село проходил тракт из Вольска в Дорофеевку. В сентябре 1860 года Вязовку посетил сын покойного священника Раева Статский Советник Александр Фёдорович Раев, который по инициативе А. И. Софинского в память об отце посодействовал в учреждении сельской библиотеки в церковной сторожке, открытие которой в том же году отметили крестным ходом. Помещение в сторожке вскоре стало слишком тесным, и в 1866 году библиотека переехала в специально построенный просторный дом, обошедшийся волостной казне в 1200 рублей серебром. Помимо общественной читальни в новом здании также разместилась богадельня для сирот, бездомных и престарелых. Народ вязовский был "не грубый, крепко православный и почти весь грамотный". На содержание детей из окрестных сёл, приезжавших учиться в Вязовку, выделялись отдельные суммы. Занятия у мальчиков проводились в доме отца Софинского. В 1874–1887 годах мужское училище состояло в ведении земства и частично финансировалось обществом, ежегодно в нём обучалось до 180 детей. Женское училище в 1874 году также стало земским. В разное время в нём учились от 20 до 40 девочек, наставницей во второй половине XIX века была Е. В. Мансветова, жена священника 2-го штата С. П. Манстветова, дочь местного священника Никольского, окончившая курс в Саратовском Епархиальном женском училище. В 1889 году женское училище перешло в ведение духовенства. Общественная библиотека в 1870-х годах насчитывала около 1500 книг. Библиотекаря и его помощника избирало общество и выдавало им жалование по 30 рублей в год. Грамотные вязовцы или причт читали в библиотеке книги религиозно-нравственного содержания – на эти чтения порой собиралось до 200 крестьян. Попечителем библиотеки был её со-основатель, благодетель села А. Ф. Раев. Сам богадельно-странноприимный дом служил приютом для престарелых и странников. Последние гостили в Вязовке часто, преимущественно это были паломники к хранившимся в храме вышеописанным иконам (до 150 человек в год). Село было в те годы застроено исключительно деревянными домами, крытыми как правило соломой. В 1889 году в Вязовке проживали 1300 мужчин и 1450 женщин, на душу приходилось восемь десятин земли и одна десятина леса. Земледелием вязовцы занимались неохотно и жили бедно, остававшиеся незасеянными земли дёшево сдавались в аренду шировским крестьянам. При этом в селе были развиты садоводство и пчеловодство. В Вязовке размещались квартира полицейского урядника 5-го участка и земско-полицейская станция, ежегодная ярмарка проводилась 8 июля. Базары собирались по понедельникам, но к концу XIX века пришли в упадок после того, как в Багае по тем же дням начали организовываться более крупные базары. Село располагалось в шесть порядков по склонам обоих берегов речки Вязовки, тянулось на три версты в длину и на версту в ширину. Колодцы имелись почти в каждом дворе, защиту от огня обеспечивал пожарный обоз. Пашни у крестьян были гористые, изрытые оврагами, на три четверти с хрящеватой почвой и на четверть состоявшие из чистого чернозёма, солонцеватой почвы и белой глины. В подпочве залегали камень и белая и красная глина. Строевой сосновый лес вязовцы покупали в Воскресенском и уездном центре Вольске, куда также возили продавать хлеб. Рожь молотили цепами, пшеницу – лошадьми. В селе имелись два деревянных, крытых тёсом запасных хлебных магазина. Из ремесленников в Вязовке работали 17 плотников, 5 портных, 4 пильщика, 7 кузнецов, 8 мельников, 6 овчинников, 7 сапожников, а также 6 писарей и учителей, 19 пастухов, 6 сторожей, 2 приказчика и 17 торговцев. В церкви работала просвирня, получавшая зарплату от села. На рубеже 1880-х и 1890-х годов Вязовку "сотрясли" несколько подряд неурожаев и последовавшие за ними голод и эпидемия холеры. На волне прокатившихся по губернии холерных бунтов 4 (16) июля 1892 года в селе начались беспорядки, в ходе которых был убит врач Молчанов (именно врачей крестьяне считали "отравителями" и причиной эпидемии). Позже в том же году произошло ещё одно несчастье: пока крестьяне работали в полях, в селе начался пожар, уничтоживший две трети всех построек, в том числе церковь, причтовые дома и богадельню с библиотекой. Фонд библиотеки на тот момент насчитывал 2100 изданий общей стоимостью около двух тысяч рублей. Жителям Вязовки в первые после пожара годы приходилось ютиться во временных, холодных избах-глинухах. Библиотека через несколько лет была частично воссоздана, но уже как земско-общественная. При строительстве на фоне этих событий в 1890-х годах железнодорожной ветки из Аткарска в Вольск А. Ф. Раев хотел добиться её проведения через Вязовку и собрал для решения этого вопроса в волостном правлении совет старейшин села, но те проявили дремучесть и попросили Раева избавить их от этой "нечистой силы, которая отнимает земли и режет скот". В итоге железная дорога прошла в 10 верстах через Куриловку. Общественное здание мужской школы грамотности весной 1891 года было за ветхостью перестроено заново. Новая церковь, деревянная, холодная, была выстроена вчерне на средства прихожан уже через полгода после пожара, 20 января (1 февраля) 1893 года состоялось её освящение. К 1898 году строительство храма было полностью завершено. Как и сгоревший старый храм, новая церковь имела главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери и правый придел во имя Николая Чудотворца. К её приходу были приписаны деревни Казаковка и Грязновка, среди старообрядцев крупнейшей была община раскольников австрийского толка, также было несколько семей спасовцев и поморцев. В штат причта входили два священника, диакон и два псаломщика, проживавшие в построенных в 1902-м и 1906 годах церковных домах. В начале XX века в Вязовке проживали более четырёх тысяч человек, работали волостное правление, богадельня, лавки, овчинные и красильные заведения, 10 ветряных и 5 водяных мельниц, организовывались базары и ярмарки. В Первую русскую революцию в селе открылся подотдел черносотенной организации Союз Русского Народа (СРН) численностью 188 человек, участвовавший в расправах над мятежными крестьянами, грабившими барские усадьбы. По данным переписи 1910 года в Вязовке в 968 домохозяйствах проживали 2741 мужчина и 2950 женщин. Село с одним обществом бывших государственных крестьян являлось центром Вязовской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Помимо православной церкви имелась старообрядческая моленная. Церковно-приходских школ работало пять (в том числе мужская второклассная церковно-учительская школа), ежегодные ярмарки проводились по понедельникам на Масленой неделе и перед 22 октября. Также имелись паровая мельница И. А. Сергеева и ветеринарный пункт. Надельной земли у жителей было 5848 десятин, арендованной – 1450. Выращивали пшеницу, подсолнечник и в небольших количествах просо, рожь и овёс. Рабочего скота держали 1469 голов, молочного – 1002, гулевого – 1334, мелкого – 2724. Железных плугов в хозяйстве использовали 483, жнеек – 18, веялок – 37, молотилок – 3. В 1910 году было начато строительство большого каменного храма, которое так и не было окончено из-за начала Первой мировой войны (стены были впоследствии разобраны на стройматериалы для МТС и хватовского стеклозавода). В июле 1913 года 115 вязовских дворохозяев выделились из общества, выбрав себе удобную землю в одном месте неподалёку от села. Односельчане их выделу противились, так как уже вспахали эту землю под озимь. Этот конфликт породил вражду, которая через год вылилась в погромы. Начались они в канун Первой мировой войны на фоне мобилизации 18 (31) июля и продолжались неделю при полном бессилии полиции. В ходе бесчинств толпа из 40 общинников (в основном пьяные рекруты) разоряла имущество выделенцев, била окна, воровала вино и устраивала поджоги. Испуганные выделенцы сопротивления не оказывали и разбежались кто куда. Лишь к концу месяца органы правопорядка усмирили погромщиков и провели аресты. В предреволюционном 1916 году в Вязовке начались выступления против окрестных помещиков, на чьи поля крестьяне самовольно выпускали пастись скот.
Советская власть в Вязовке установилась в мае–июне 1918 года. Село стало центром одноимённого сельсовета, в 1919 году вязовские крестьяне организовали одну из первых в области сельскохозяйственных артелей, тогда же был создан первый музей (старанием учителя И. Л. Давыдова). Вместо старых школ была создана единая трудовая школа-девятилетка. Церковь и старообрядческая моленная были закрыты и разрушены. В годы коллективизации в Вязовке работали механическая мукомольная мельница и первая в районе машинно-тракторная станция, созданная в том числе и для нужд местного колхоза "Советская Россия" (изначально носил имя газеты "Советская деревня", в 1958 году объединился с другим вязовским колхозом "Борец за урожай"). Вместо женского второклассного училища в трёхэтажной "верхней" школе открылась школа крестьянской молодёжи, у которой имелись своё хозяйство и опытный участок, которые обеспечивали продуктами столовую. Школа ежегодно была организатором и участником сельскохозяйственных выставок, играла важную роль в культурно-воспитательной работе в селе. В годы Великой Отечественной войны её помещения занимал госпиталь для раненых. В боях против немецко-фашистских захватчиков сложили головы 336 вязовцев. В послевоенные годы школа возобновила занятия уже в качестве средней. До 1958 года Вязовка являлась административным центром Куриловского района, который после расформирования был включён в состав Базарно-Карабулакского района. В 1960-х – 1970-х годах в вязовской "верхней" школе размещался интернат для детей из других сёл, который в 1980-х годах сменила больница.
В настоящее время в Вязовке проживают 870 человек, село является центром Вязовского муниципального образования. Работают детский сад и средняя общеобразовательная школа, филиал Сбербанка и отделение связи, дом культуры, библиотека, магазины, четыре водонапорные башни, рыбонагульный пруд, фельдшерско-акушерский пункт, психоневрологический интернат. Сельскохозяйственная артель "Вязовская", созданная на базе развалившегося в 1994 году колхоза, занимается выпечкой хлебобулочных изделий. 9 февраля 2006 года в приспособленном доме был освящён новый храм в честь иконы Божией Матери "Казанская".
Казанская церковь
Источник: "Летопись Вязовки"
Дата: 1910 год
Современная Вязовка
Автор: И. Козловский
Дата: 09.06.2019
Достопримечательности
Главной достопримечательностью села являются два каменных школьных здания рубежа XIX и XX веков. "Нижняя" двухэтажная школа была возведена на средства А. Ф. Раева в 1894–1896 годах, когда село заново отстраивалось после пожара. Трёхэтажную "верхнюю" школу выстроили в 1905 году также на деньги Раева, к тому времени уже покойного. Размещались в этом здании мужская приходская школа и женская двухклассная, которой в 1908 году было присвоено имя А. Ф. Раева. В настоящее время обе эти школы хорошо отремонтированы и выполняют свои исторические функции.
Также в центре Вязовки установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам . За фигурой склонившего голову воина установлены мемориальные плиты с именами погибших.
Нижняя школа
Автор: И. Козловский
Дата: 09.06.2019
Верхняя школа
Автор: И. Козловский
Дата: 09.06.2019
Известные личности
В XIX веке в селе жил и служил уроженец Увека, священник и просветитель, благочинный, уездный и губернский гласный Алексей Иванович Софинский, внесший неоценимый вклад в развитие образования в селе и уезде. Во второй половине XIX столетия благодетелем Вязовки был её уроженец, родственник, друг юности и впоследствии соперник Н. Г. Чернышевского, тайный советник, член Совета Министров Александр Фёдорович Раев. Вязовка также является родиной Героя Советского Союза, лётчика Павла Фёдоровича Блинова, участвовавшего в освобождении Праги и взятии Берлина, и генерального директора ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", депутата Саратовской областной думы Семёна Моисеевича Глозмана.
Читать также
Блинов Павел Фёдорович
И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 04.04.2015)