Криволучье-Сура – село в Балаковском районе.
География
Село расположено на правом берегу Большого Иргиза в центральной части района в
километрах от Саратова и
километрах от Балакова. Координаты: . Ближайшая железнодорожная станция Ратная находится на севере, где также пролегает крупная автотрасса из районного центра в Пугачёв, по которой курсирует целый ряд рейсовых автобусов.
История
После декабрьского манифеста 1762 года императрицы Екатерины II, позволявшего старообрядцам вернуться в Россию и обосноваться на Большом Иргизе, одним из первых в Заволжье возник Авраамиев скит, основанный в том же году бывшим крестьянином Казанской губернии иноком Авраамием, приехавшим из Польши с
12 другими староверами. Поселились они в землянках, вырытых в лесной глуши в Медвежьем гае на берегу Иргиза близ современного села Криволучье, которое возникло вскоре после появления скита. Авраамиев скит к концу
XVIII века превратился в крупный
Нижне-Воскресенский монастырь, а Криволучье (Суровка) – в оживлённое русское старообрядческое удельное село. Местность вокруг села была весьма живописной: с плоской возвышенности на правом берегу Иргиза открывался прекрасный панорамный вид на леса и воды с
юго-востока, необозримые зелёные луга с запада и вершины волжских гор вдали на
северо-западе. Примечательной географией обусловлено и само название села, расположенного на кривой излучине реки. Несмотря на близость монастыря,
староверы-поповцы Криволучья, коих к
1815 году было уже около
1,5 тысяч, довольно быстро открыли собственную часовню. Её здание было деревянным, службы проводились грамотными крестьянами по воскресеньям и по праздникам. С началом новых гонений на старую веру
1820-х – 1830-х годов жители Криволучья принялись отстаивать свои убеждения.
В 1828 году они обратились с прошением к князю Волконскому о дозволении им исправлять требы у священников иргизских монастырей, оказавшихся под угрозой обращения в единоверие. Также многие подали прошение о занесении их в списки старообрядцев, куда они не записались в ходе обзора религиозных конфессий в
1811 году, опасаясь преследований. Богослужения в сельской часовне начали проводить открыто, с колокольным звоном. Кроме того в исторических документах упоминаются две действовавшие в этот период старообрядческие моленные (со звонницами и крестами): Зиновьевская и Пагановская (по фамилиям уставщиков). Несмотря на упорное сопротивление и угрозы расправы над
священниками-новообрядцами, к началу
1840-х годов властям всё же удалось склонить часть жителей Криволучья к единоверию.
В 1842 году приходившая в ветхость часовня тщанием прихожан была перестроена в единоверческую церковь. Здание храма было деревянным, имело колокольню и один престол во имя Илии Пророка, освящённый по благословению саратовского епископа Иакова священником Григорием Ильменским.
В 1849 году продолжавшие считать себя старообрядцами жители Криволучья подали прошение разрешить им принять к себе беглого попа и, получив отказ, вышли из единоверия и распределили обязанности священника между мирянами.
В 1859 году в селе насчитывалось
270 дворов, 832 мужчины и
909 женщин. Рядом с Криволучьем проходил почтовый тракт из Николаевска в Вольск, административно село входило в Кормёжскую волость Николаевского уезда Самарской губернии.
В 1863 году Ильинская церковь горела и была заново освящена священником Фёдором Таганцевым по благословению самарского епископа Феофила.
В 1866 году храм старанием Таганцева был отреставрирован и
9 (21) мая 1867 года переосвящён. По статистическим данным
1890 года в Криволучье насчитывалось
463 двора, 997 мужчин и
1117 женщин. Грамотными были
156 мужчин и
41 женщина, учились в соседних сёлах и частно
19 мальчиков и
6 девочек. Крестьяне возделывали чернозём с глиной и песком с красной глиной в подпочве, ржи выращивали больше пшеницы, в
14 хозяйствах имелись сады. Рабочих лошадей держали
1134 особи, жеребят – 381, волов – 227, коров – 513, телят – 507, овец – 1909, коз – 20, свиней – 293. 429 построек были деревянными,
15 – из сырцового кирпича, ещё две – каменные.
Торгово-промышленных заведений
работало 31, трактиров было шесть.
В 1893 году вместо старой единоверческой церкви была построена новая на добровольные пожертвования и средства Синода. Здание на
900 прихожан было каменным, с колокольней, отоплением, деревянной оградой, сторожкой и одним престолом во имя Илии Пророка, освящённым в том же году
7 (19) октября Преосвященным Гурием. Причт состоял из священника и псаломщика,
церковно-приходское попечительство было учреждено в
1896 году. В 1893 году крестьянин Сидор Дружинин пожертвовал двухэтажный деревянный дом первой в истории села
церковно-приходской школе, которая открылась в
1894 году. В 1900 году было построено новое каменное здание смешанной школы с отоплением и освещением, квартирами для учителей и надворными службами. Расположилась новая школа на церковной земле. Беглопоповцы в годы гонений молились на домах, а детей крестили с большими предосторожностями ночью в густом саду
И. Савостьянова за селом в заливе Кривого Озера. Староверы белокриницкого согласия до
1899 года собирались на молебны в частных домах, после чего заняли общественный дом
Н. С. Тореева, который, однако, уже
15 (28) августа 1900 года был опечатан приставом с понятым.
В 1901 году в Криволучье работали волостное правление, почтовое отделение, лавки, проводились базары и две ярмарки. Всего насчитывалось
876 единоверцев, 1198 беглопоповцев и
92 раскольника австрийского толка. Община последних в последовавшие годы заметно увеличилась, и в
1908 году был утверждён проект постройки белокриницкой церкви на выгоне у пересечения Большой и Сурской улиц. Возведённое вскоре здание было деревянным, вмещало
300 человек и имело колокольню и престол во имя Покрова Божией Матери. По данным переписи
1910 года в Криволучье в
580 домохозяйствах проживали
1374 мужчины и
1428 женщин. Удобной надельной земли было
4516 десятин, неудобной – 25. Помимо единоверческой и белокриницкой церквей также действовал беглопоповский молитвенный дом, приходская школа, почта и волостное правление,
военно-конский участок, в селе работали судебный пристав, урядник, фельдшер и агроном. Ежегодная Ильинская ярмарка проводилась
20 июля, Покровская –
1 октября, торговали на них в основном мануфактурными товарами.
При Советской власти были образованы Криволучье-Сурская волость и Сельсовет. В 1926 году в селе насчитывалось
470 дворов, 946 мужчин и
1149 женщин, работали
почтово-телеграфная контора, многолавочное общество и агрономический пункт, образовались машинные кооперативные товарищества "Объединение" и "Луч бедноты".
В 1927 году была создана сельхозартель
"Хлебороб №2". Вместо старой приходской школы открылось учебное заведение нового формата, церкви были закрыты и впоследствии разрушены. За годы коллективизации, войны и последующих преобразований в жизни деревни численность населения Криволучья заметно сократилась, и к концу советской эпохи от некогда большого старообрядческого села остался небольшой, малоприметный населённый пункт Кормёжского сельсовета.
В настоящее время Криволучье-Сура с примерно 200 жителями входит в Кормёжское сельское поселение и представляет собой одну длинную улицу, вытянувшуюся вдоль берега Большого Иргиза. В селе имеется небольшой дом культуры, сегодня оно известно в первую очередь блягодаря близлежащему возрождённому Воскресенскому мужскому монастырю.
Достопримечательности
На северо-западной окраине Криволучья установлен скромный памятник землякам, павшим в боях Великой Отечественной войны . Второй военный мемориал находится в центральной части села на улице Коммунистической .
И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 10.09.2020)