Иргизский Воскресенский монастырь – современный православный, а в прошлом старообрядческий и единоверческий монастырь в Балаковском районе.
География
Монастырь находится в восточной части района на правом берегу Большого Иргиза в
километрах от Саратова и
километрах от Балакова. Координаты: .
История
Нижне-Воскресенский монастырь появился как скит вскоре после Высочайшего Манифеста императрицы
Екатерины II от
1762 года, разрешавшего старообрядцам официально селиться на Иргизе. Основателями будущего монастыря стали выходец из польской Ветковской слободы (ныне город Ветка Гомельской области Белоруссии) инок Аврамий (Авраамий) с
12 единомышленниками. Из трёх образовавшихся в этот период иргизских обителей аврамиевская располагалась ниже всех по течению Иргиза,
из-за чего монастырь называли "нижним". Насельники скита получали статус дворцовых крестьян, богослужения первое время совершались в небольшой часовне.
В 1786 году на средства, собранные монахами, и пожертвования вольского
купца-старообрядца Злобина была построена церковь во имя Трёхдневного Воскресенья, освящённая в
1789 году. Примерно в этот период скит получил статус монастыря.
В 1795 году была освящена тёплая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенная на средства всё того же Злобина, который после смерти настоятеля Адриана стал монастырским попечителем. Оба храма были деревянными, выполненными в стиле старорусских пятиглавых церквей. Воскресенский храм был расписан, имел колокольню с
11 колоколами и богатое убранство с древними иконами и реликвиями, среди которых особенно выделялась небольшая складная деревянная семиглавая церковь Иоанна Предтечи, в которой при покорении татарами Москвы совершались христианами тайны.
В 1789 году по приглашению Злобина настоятелем монастыря стал инок Прохор, приехавший из степи
Камыш-Самары с ещё десятью старцами. На рубеже
XVIII и XIX столетий в
Нижне-Воскресенском монастыре было
50 келий, пекарня, келарня, больница, библиотека, пчельник на
40 ульев. На обустроенном в версте в
1791 году монастырском хуторе сеяли хлеб и разводили скот, рядом на реке стояли водяная и две ветряные мельницы. Ещё одна водяная мельница имелась на озере Монастырском, где монахи также занимались рыбной ловлей. После длительного периода безземелья в
1804 году за монастырём были закреплены
2660 десятин 1694 саженей угодий.
В 1827 году в монастыре жили настоятель,
11 священников, 2 дьякона и
34 монаха. Общая стоимость церковных украшений достигала
100 тысяч рублей. Кроме того имелось
450 древних икон, к которым массово съезжались паломники, приносившие хороший доход в монастырскую казну.
14 (26) мая 1829 года настоятель Никанор вместе с другими иноками подал прошение к саратовскому епископу Моисею о переходе монастыря в единоверие, после чего уже
27 июля (8 августа) того же года был образован общежительный
3-классный Воскресенский единоверческий монастырь. Большинство насельников принятию единоверия воспротивились и были выдворены из монастыря, довольно быстро заметно опустевшего. Холодная церковь Воскресения Христа Спасителя и тёплая церковь Рождества Богородицы с приделом Иоанна Богослова были заново освящены. Последняя была в середине
XIX столетия разобрана за ветхостью, вместо неё в
1863 году выстроили на монастырские средства новую, каменную, освящённую год спустя во имя Рождества Богородицы. В начале
XX века в монастыре имелись две церкви (старая Воскресенская и новая Рождества Богоматери), штат состоял из
1 архимандрита, 5 иеромонахов, 1 иеродиакона, 8 монахов, 17 послушников. Настоятель проживал в каменном двухэтажном доме
1903–1904 годов постройки. Монашеские кельи размещались в каменном двухэтажном доме
1863–1866 годов постройки. Кроме того имелись каменный одноэтажный дом для ризницы и библиотеки (возле новой церкви), ветхий деревянный одноэтажный дом с кельями
(1830 год), деревянный одноэтажный дом с кельями
(1897 год), каменный одноэтажный дом с кельями
(1898–1899 годы), каменный одноэтажный дом для трапезы и поварни
(1897–1898 годы), каменный двухэтажный дом для хлебопекарни и квасной
(1898–1899 годы), две старые деревянные ветхие кельи, два деревянных амбара, деревянная баня, конный двор
(1901 год). Кладбище размещалось на территории монастыря, обнесённой каменной оградой с четырьмя башнями по углам. Святые врата были расписаны с наружной стороны, северные – с обеих сторон. Монастырский хутор с надворными постройками и каменной паровой мукомольной мельницей находился на противоположном берегу Большого Иргиза.
В 1897–1898 годах при монастыре начал работу кирпичный завод, в
1897 году открылась школа единоверческого пения и чтения.
С приходом Советской власти Нижнее-Воскресенский единоверческий монастырь в
1918 году был закрыт. Инокам удалось ненадолго сохранить обитель в статусе трудовой артели, но в итоге им пришлось уступить оставшиеся помещения разным социальным учреждениям. Деревянная Воскресенская церковь сгорела в
1918 году, каменный храм был разобран в годы гонений на веру. В
1956–2003 годах в бывшем монастыре работал психоневрологический диспансер.
Восстановление монастыря (на этот раз уже в статусе православного) началось в 2005 году. Одно из уцелевших дореволюционных помещений было переоборудовано под храм, рядом возвели звонницу.
В 2007 году была отремонтирована летняя трапезная в отдельном здании.
21 мая 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Читать также
Береговой
И. Козловский, 2020 (последнее изменение: 16.12.2023)