Содержание |
География История Легенды Достопримечательности Известные личности Читать также |
Памятная стела и храм
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
География
Донгуз находится в северо-восточной части района у границы с Ульяновской областью и Вольским районом в километре от Саратова и в километрах от Балтая. Координаты: . Из райцентра в село ходит рейсовый автобус, ближайшие железнодорожные станции находятся в 15-20 километрах южнее в Хватовке и Барнуковке. Единственная асфальтированная дорого в Донгуз ведёт из Царевщины. Одноимённая речка, протекающая в глубоком овраге, делит село на две части. Вокруг Донгуза находятся живописные горы и леса.
История
Первые поселенцы на месте современного села Донгуз (Донгус) появились в XVI веке. Это были беглые крестьяне, искавшие лучшей жизни на свободе на пустовавших юго-восточных окраинах страны. Во второй половине XVII столетия здесь также нашли убежище разбитые ополченцы Степана Разина и гонимые раскольники, которые, предположительно, дали поселению название Архангельское. В 1770-х годах оно приютило и повстанцев Емельяна Пугачёва. К этому времени бывшее Дикое Поле уже было хорошо освоено, и в 1780 году его поселения объединило новообразованное Саратовское наместничество, в составе которого 18 (29) августа 1785 года официальный статус обрело и Архангельское-Донгуз, ставшее волостным государственным селом. Именно эту дату принято считать днём основания Донгуза. На тот момент в селе уже насчитывалось 340 дворов и 1200 жителей. В конце XVIII века после конфликта Павла I и А. В. Суворова некоторые сторонники великого полководца скрывались от опалы в Донгузе, уже зарекомендовавшем себя в качестве отличного пристанища для беглецов. Часть села, где они обосновались, и сегодня называется Суворов. Современная северная окраина Донгуза – это бывшие русские владельческие деревни Грабовка (Малая Грабовка) с западной стороны и Ермоловка (Зубковка) с восточной, существовавшие на речке Труслейке (небольшой приток Донгуза) уже в эпоху генерального межевания в 1780-х – 1790-х годах. На рубеже XVIII и XIX столетий в Донгузе в больших количествах выращивали коноплю и лён, в каждом доме имелись ткацкие станки. Также донгузские крестьяне специализировались в изготовлении на заказ срубов изб и других хозяйственных построек. Помимо этого в селе действовали валяльни и красильни, в центре рядом с волостным правлением работали магазины и кабак. С 1781 года в Донгузе существовала деревянная православная церковь во имя Архангела Михаила, вместо которой после победы в Отечественной войне 1812 года начали строить новый каменный храм. Село было со всех сторон окружено горами, изрезанными буераками и покрытыми хвойными рощами и чернолесьем. В дачах Донгуза росло много дикой марёны – красильного растения, активно использовавшегося жителями в промышленных целях. В прошлом в окрестностях села водилось много диких зверей, в первую очередь кабанов, которые к началу XIX века исчезли. Именно с этим связано название реки и села – в переводе с тюркского "донгуз" означает "кабан". В середине XIX столетия село перестало быть удалённым и глухим убежищем для разного рода беглецов и стало видным торговым пунктом, через который проходили важные дороги губернии, в первую очередь крупные тракты на Вольск и Кузнецк. По данным переписи 1859 года в Грабовке и Ермоловке в 45 домохозяйствах проживали 208 мужчин и 205 женщин. В Донгузе насчитывалось 490 дворов, 1526 мужчин и 1613 женщин. Имелись православная церковь, училище, базар и девять мельниц. В селе размещалась становая квартира 2-го стана Вольского уезда, за правопорядком следил становой пристав. В 1870 году открылась церковно-приходская школа, ставшая через пять лет земской. К концу XIX века число жителей Донгуза приблизилось к четырём тысячам. В селе имелись земско-полицейская станция, квартира урядника, овчинное, кожевенное и маслобойное заведения, винная лавка, кабак, чайная-читальня, волостное правление. Леса у крестьян было 2620 десятин. Школа в 1887 году была возвращена земством в ведение духовенства и стала мужской церковно-приходской. Помещалась она в удобном общественном здании и содрежалась за счёт прихожан. Жители Донгуза были весьма зажиточными, у некоторых даже имелись большие двухэтажные дома в центре села, который освещался фонарями, стоявшими у церкви, домов причта, общественных зданий и базара. Село было шириной в одну версту и тянулось на четыре версты вдоль реки Донгуз, которая была главным источником воды. Также воду брали из родников, колодцы во дворах были редкостью. На донгузском базаре в основном торговали местные и балтайские крестьяне с разной мелочью, краснорядцы приезжали из Журавлихи, Лопастейки и Колояра, с щепным товаром – из Царевщины и Алёновки. На ярмарках продавались преимущественно продукты питания, фрукты. Для обеспечения пожарной безопасности в Донгузе имелся пожарный сарай. Тем не менее, пожары случались часто, и нередко застроенные деревянными домами с соломенными крышами улицы выгорали полностью. Жители Донгуза помимо возделывания зерновых занимались садоводством, выращивали вишню, смородину, яблони, торн, сливу. Среди ремесленников выделялись бондари, изготавливавшие бочки, вёдра и кадушки. Через речку в центре села имелся мост, от которого к кладбищу вела редкая для российской сельской местности мощёная камнем дорога. В Малой Грабовке на рубеже 1880-х и 1890-х годов насчитывалось 266 жителей. В первой половине XIX века деревенские крепостные принадлежали помещице П. П. Дубенской, на волю крестьяне вышли от жены поручика А. И. Ахлебниной (Охлябниной, Хлебниковой). В описываемый период имение при Грабовке находилось во владении у жены гвардейского полковника Ю. С. Шереметьевой. После реформы 1861 года крестьяне получили на 77 ревизских душ 346,5 десятин удобной земли (треть – чернозём с красной глиной в подпочве, треть – солонец, треть – супесок). Хозяйство велось трёхпольное, сеяли рожь, пшеницу, овёс, гречу, просо, горох, лён, подсолнух. Общественная запашка не практиковалась, зерно ссыпали с души в крытый соломой сосновый амбар. Рожь и пшеницу возили на продажу в Вольск. Помимо зерновых крестьяне выращивали коноплю и держали огороды. В лесу росли дуб, берёза и липняк. Плотничать и пилить уходили в свободное время в соседние сёла. Своей школы не было, мальчиков учили грамоте в Донгузе. В Ермоловке проживали 363 человека. Последней помещицей до отмены крепостного права была жена коллежского советника Е. И. Полякова, до этого деревня принадлежала, как и Грабовка, П. П. Дубенской. Крестьяне в период крепостного права платили оброк, при выходе на волю получили 544,5 десятины удобной земли и 6 неудобной на 121 ревизскую душу. Кроме того беднота арендовала купеческую землю в Караваевке, а в 1879 году ермоловское общество выкупило у Поляковой ещё 236 десятин земли, из которых 128 занимал лес. Из-за неурожая и голода 1880–1881 годов 65 десятин пашни и леса пришлось продать, тогда же прекратилась общественная запашка по причине отсутствия семян, после чего крестьяне ссыпали хлеб с души в крытый тёсом сосновый магазин. Надел тянулся на семь вёрст (чернозём с жёлтой глиной в подпочве, в дальнем поле до 15 десятин песчаной земли с камнем и до 24 десятин солонцеватой). Хозяйство практиковалось трёхпольное, покос – по оврагам; также имелись копоплянники, огороды и гуменники. Хлеб на продажу возили в Вольск и редко в Черкасское, на базары ездили в Балтай и Донгуз. Дрова на летнее время закупали в Царевщине, зимой топили соломой. До 10 детей ходили учиться в донгузскую школу за две версты. Обе деревни были приписаны к Михаило-Архангельской церкви Донгуза, в середине 1890-х годов в Грабовке насчитывалось военных: 5 дворов, 3 мужчин и 5 женщин; крестьян: 41 двор, 129 мужчин, 118 женщин. В Ермоловке было военных: 11 дворов, 13 мужчин, 15 женщин; крестьян: 60 дворов, 193 мужчины, 195 женщин. На фронт Русско-японской войны из Донгуза были призваны несколько человек, а в последовавшую революцию 1905 года осенью в селе вспыхнул крестьянский бунт против высоких налогов, подавленный прибывшим из Вольска отрядом жандармов. В 1910 году в Донгузе в 904 домохозяйствах проживали 2472 мужчины и 2484 женщины. Село с одним обществом было центром Донгузской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Имелись церковь, приходская и земская школы, фельдшерско-акушерский и ветеринарный пункты. Базары проводились каждую неделю по вторникам, ежегодные ярмарки организовывались 29 июня (в прошлом также собиралась ещё одна ярмарка 1 ноября). Земли у крестьян было 3759 десятин надельной, 546 купленной и 575 арендованной. Половина полей была засеяна пшеницей, другая половина – подсолнечником, овсом и просом. Рабочего скота насчитывалось 742 особи, молочного – 797, гулевого – 1559, мелкого – 3599. Из хозяйственных орудий на всё село приходилось 255 железных плугов, две сеялки, три жнейки, шесть молотилок и 22 веялки. Пять общественных мельниц арендовали Н. А. Аннин, Н. Д. Трусов, И. И. Володин, Д. Е. Сазанов, П. Д. Сазанов, кроме того свои просорушки были у А. Д. Грачёва, И. А. Шишаева, М. С. Королёва. В Грабовке Донгузской волости было 70 дворов, 185 мужчин и 190 женщин. Надельной земли имелось 147 десятин, почти две трети которых отводили под рожь, помимо которой также выращивали пшеницу, просо, подсолнечник и в малых пропорциях овёс. Пахали сохами, на всю деревню имелось лишь два железных плуга. Рабочего скота держали 23 особи, молочного – 44, гулевого – 57, мелкого – 91. В Ермоловке той же волости в 101 домохозяйстве проживали 307 мужчин и 312 женщин. Надельной земли было 127 десятин, купленной – 69. Почти половину посевов занимала пшеница, остальное – просо, подсолнечник и овёс. Рабочего скота держали 38 голов, молочного – 55, гулевого – 66, мелкого – 117. Железных плугов в хозяйстве использовали пять. Работала мельница И. В. Подлипалина, 1 (14) октября 1916 года открылась ермоловская церковно-приходская школа. В годы Первой мировой войны многие донгузские мужчины сражались в рядах царской армии.
Старая школа
Источник: donguzshkola.okis.ru
Дата: середина XX века
Сегодня Донгуз с населением примерно 1100 человек является центром одноимённого округа. Село фактически состоит из двух длинных улиц, вытянутых вдоль реки. В середине правобережной улицы Овсянникова (Победы) расположен центр жизни Донгуза с администрацией, почтой, детским садом, средней общеобразовательной школой, церковью, отделением Сбербанка и конторой ООО "Рассвет". Обе главные улицы заасфальтированы и застроены почти исключительно деревянными домами с разнообразными резными наличниками, что придаёт Донгузу традиционный русский колорит, во многом нарушенный в других сёлах новыми кирпичными постройками.
Заброшенная Михаило-Архангельская церковь
Источник: www.eparhia-saratov.ru
Дата: конец XX века
Храм после реконструкции
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
Легенды
В дореволюционном прошлом среди жителей Донгуза бытовали весьма любопытные суеверия. Так, крестьяне были уверены, что все грешники попадают в ад, где их в числе прочих страданий будет поедать "червь неусыпаемый". На похоронах из-за этого впереди каждого покойника выносили курицу, которую отдавали первому попавшемуся нищему, чтобы она клевала на том свете червей с грешника, за которого подали эту милостыню.
Куда более незавидной была участь умерших от пьянства "опойцев". Считалось, что в загробной жизни пьяница лежит на земле 40 дней, после чего его начинает сильно мучить жажда водки, которую он, конечно, не найдёт, но зато увидит над собой высоко висящий хмель. Чтобы достать его, "опоец" должен встать и потянуться, но как только он начнёт подниматься, земля под ним будет постепенно проваливаться, и в итоге он останется стоять на одной ноге. Когда он устанет и захочет переменить ногу, тотчас остаток почвы рухнет, и пьяница провалится в "тартар", где его возьмёт в свою власть дьявол и будет разъезжать на нём по свету как на лошади.
Мостик через Донгуз
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
Памятник погибшим односельчанам
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
Достопримечательности
Каменная православная церковь во имя Михаила Архангела была заложена в Донгузе в 1812 году по благословению епископа Пензенского и Саратовского Амвросия и открыта в 1827 году. Построенный тщанием прихожан холодный храм имел колокольню и один престол, 29 октября (10 ноября) 1868 года был освящён вновь устроенный придел во имя Космы и Дамиана. На рубеже XIX и XX веков ставший тесным и убогим храм расширили (в числе прочего был поднят купол, всего на реконструкцию истратили около 8 тысяч рублей). После завершения работ 6 (19) ноября 1903 года малое освящение совершил местный благочинный Н. Добронравов в сослужении окрестного духовенства. Причт церкви состоял из двух священников и двух псаломщиков, проживавших в общественных домах. В приход церкви также входили близлежащие деревни Зубовка, Грабовка и Липовка, помимо православных прихожан на все четыре селения в 1912 году приходилось 23 семьи поморцев, 75 семей самокрещенцев и 31 семья спасовцев. Закрыли церковь в 1929 году, после чего в ней разместили зерновой склад. В 1954 году его сменил сельский клуб, проработавший в нём до 1974 года. Затем бывший храм занял газообменный пункт. Во второй половине 1980-х годов лишившаяся колокольни церковь стояла заброшенная и постепенно разрушалась. Верующим её вернули в 1989 году. Богослужения с 1991 года проводились в приспособленном помещении, реставрация исторического здания церкви была начата лишь в 2002 году. 25 июля 2007 года иерей Алексий Земцов совершил чин освящения купола и креста восстанавливающегося храма. Великое освящение 7 августа 2010 года совершил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. При храме действует воскресная школа.
Недалеко от церкви находится открытый в 1978 году памятник односельчанам, погибшим в боях Великой Отечественной войны .
Одна из улиц Донгуза
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
Горы на заднем плане и спуск к речке Донгуз
Автор: И. Козловский
Дата: 19.05.2013
Известные личности
Донгуз является родиной Героев Советского Союза Николая Ивановича Овсянникова, Ивана Яковлевича Локтева и Ивана Ивановича Бахарева. Также в Донгузе родился художник Виктор Фёдорович Чудин.
Читать также
Бахарев И. И.
Локтев И. Я.
Донгуз (река)
Овсянников Н. И.
И. Козловский, 2014 (последнее изменение: 17.12.2021)