Анисовка – станция и посёлок в Энгельсском районе.
География
Посёлок расположен на западе района в
километрах от Саратова и
километрах от Энгельса. Координаты: . На западе Анисовка граничит с посёлком Приволжский, на севере – с посёлком Анисовский, с юга и востока станция окружена сельскохозяйственными полями. Узловая железнодорожная станция Анисовка функционирует в статусе внеклассной сортировочной и связывает три направления: на Саратов, на Урбах и на Покровск.
История
Станция (разъезд) Анисовка Рязано-Уральской железной дороги была основана в 1894 году. Названа она была по лежащей в четырёх верстах к западу деревне Анисовке (Аниськов хутор).
Какого-либо коммерческого значения станция не имела, количество отправлявшихся с неё грузов и пассажиров было ничтожным. При этом станция выполняла важную техническую роль, формируя поезда, шедшие к паромной переправе через Волгу. Пристанционный посёлок входил в Покровскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии, в
1910 году он насчитывал четыре двора с
15 мужчинами и
5 женщинами.
В начале 1918 года на станцию Анисовка прибыл эшелон оренбургских казаков с орудиями и пулемётами. Это был один из отрядов, покидавших Саратовскую губернию после успешных мирных переговоров с местными большевиками в ноябре
1917 года. Без жертв, однако, обойтись не удалось. Красные получили информацию, что из Анисовки казаки отправляются через Уральск в Оренбург на борьбу с Советами, и на станцию был переброшен красногвардейский отряд. В ответ на требование сложить оружие и сдаться казаки открыли огонь и убили одного из красногвардейцев, после чего отступили под ответным обстрелом к вагонам и увели поезд на восток (впоследствии они были настигнуты и разбиты под Ершовом). При Советской власти посёлок и станция вошли в Покровский кантон АССР Немцев Поволжья.
В 1926 году в Анисовке в
59 домохозяйствах проживали
75 мужчин и
65 женщин (все русские). Открытие в
1935 году железнодорожного моста через Волгу дало толчок к развитию станции и увеличению численности населения посёлка. Существовавшая с конца
1920-х годов анисовская начальная школа, размещавшаяся сначала в бараке у вокзала, а затем в нынешнем здании ЛОМ, в
1937 году стала семилетней и переехала в новое, специально построенное здание (ныне
61-й детсад). В годы Великой Отечественной войны через Анисовку проходило большое количество грузов для нужд фронта, работы велись в режиме светомаскировки при постоянной угрозе бомбёжек. Станция на тот момент функционировала как участковая (линейное предприятие Покровского отделения) и обеспечивала связь южных районов Урала и Сибири с северными территориями России.
В 1953 году после ввода в эксплуатацию сортировочной горки Анисовка получила статус хозрасчётной станции с самостоятельным бухгалтерским балансом.
В 1957 году школа была преобразована в среднюю, а в
1960 году для неё построили новое трёхэтажное здание со спортивным и актовым залами,
14 классами и медицинским кабинетом. Количество учащихся в тот период достигало тысячи человек, включая детей из посёлков совхозов "Анисовский" и "Новый". На станции в 1960–1961 годах ввели в эксплуатацию сортировочную платформу для крытых вагонов и площадку для сортировки контейнеров и тяжеловесных грузов.
В 1964 году был образован Анисовский железнодорожный узел, из Красного Кута на станцию перевели дистанцию сигнализации и связи, а из Покровска – дистанцию пути. Через год Анисовка перешла на новую технологию работы с расформированием составов только с горки, что позволило увеличить перерабатывающую способность.
В 1972 году начал работу предгорочный парк на
12 путей, число сортировочных путей увеличилось
до 24. К посёлку в
1970-х годах проложили первую асфальтированную дорогу, связавшую его с Энгельсом.
В 1980 году была сдана в эксплуатацию новая сортировочная горка с механизацией первой и второй тормозных позиций.
В 1984 году была построена и запущена пневмопочта по пересылке документов.
В 1985 году на средства, выделенные Управлением Приволжской железной дороги, была возведена двухэтажная пристройка к школе, располагающая большим спортзалом, мастерскими, столовой и пищеблоком. Разместились в ней начальные классы.
В 1986 году все стрелочные переводы станции были оборудованы электрической централизацией, в
1987 году был построен новый административный корпус.
Сегодня станция Анисовка является внеклассной станцией, обеспечивающей пропуск транзитных грузов и пассажирского вагонопотока, переработку грузовых поездов на сортировочной горке, погрузку и выгрузку грузов для предприятий Энгельса. Как и прежде, Анисовка выполняет роль полигона для испытаний новых технологий и техники. Станция располагает четырьмя парками: тремя
приёмо-отправочными и сортировочным. Для грузовых работ имеются контейнерная площадка с фронтом работ
50 вагонов, тяжеловесная площадка с фронтом работ
26 вагонов. На территории расположены эксплуатационное локомотивное депо
ТЧэ-9, эксплуатационное вагонное депо
ВЧДэ-14, Анисовская дистанция пути
ПЧ-18, дистанция электроснабжения
ЭЧ-4, моторовагонное депо
ТЧм-14, две пассажирские платформы. В здании вокзала работает музей станции. В пристанционном посёлке работают почта и сбербанк, поликлиника, магазины, средняя общеобразовательная
школа №42, два детских сада, столовая. Застроен посёлок как частными, так и многоэтажными домами. Половину населения Анисовки сегодня составляют
пенсионеры-железнодорожники, 20% – дети и молодёжь,
30% – трудоспособное население.
29 августа 2014 года здание бывшей железнодорожной столовой было передано православной общине посёлка, после чего в нём обустроили храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница".
В 2018–2019 годах постройка была основательно реконструирована и обрела элементы церковной архитектуры.
30 ноября 2019 года епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил чин положения антиминса и Божественную Литургию.
В 2020–2021 годах к храму пристроили
13-метровую колокольню.
Достопримечательности
Главными архитектурными достопримечательностями Анисовки являются старые здания
вокзала и водонапорной
башни . Первое после масштабного ремонта в начале
XXI века утратило свой исторический облик, башня же отлично сохранилась и являет собой прекрасный образец типовой железнодорожной застройки рубежа
XIX и XX веков.
Рядом с вокзалом в память о приволжских железнодорожниках, погибших в годы Великой Отечественной войны,
4 ноября 1987 года был установлен паровоз
ЭХ №13-28 . К 70-летию Победы
30 мая 2015 года в торжественной обстановке у подножия паровоза была открыта мемориальная плита с именами ветеранов Великой Отечественной войны, работавших на предприятиях железнодорожного узла и проживавших на станции Анисовка (всего
237 человек). В мероприятии приняли участие представители администрации Энгельсского района, комитета общественных связей и национальной политики области, Приволжской железной дороги, совета ветеранов, профсоюзных объединений и поисковых отрядов, а также анисовские ветераны войны и труженики тыла.
Другой мемориал Великой Отечественной войны расположен у анисовской школы . Его открытие состоялось в мае
1985 года, на плитах увековечены имена
22 погибших выпускников школы. Установлен памятник силами учащихся.
Также в 2002 году по инициативе руководства дистанции пути на территории ПЧ-18 был установлен памятный знак "Слава
воинам-железнодорожникам" , выполненный в виде массивного валуна с памятной надписью.
И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 06.12.2023)