Содержание
География
История
Легенды
Достопримечательности
Известные личности

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
(Фрагмент стихотворения "Край ты мой заброшенный" С. А. Есенина)


Новоспасское – ныне не существующее село в Хвалынском районе.


География
Новоспасское располагалось на правом берегу Терешки в километрах от Саратова и километрах от Хвалынска. Координаты: . Территория Новоспасской волости в настоящее время входит в состав Ульяновской и Саратовской областей и используется под сельскохозяйственные поля.

Кладбище

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010

Поля на месте Новоспасского

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010


История
Русское владельческое село Новоспасское (также Ново-Спасское, Новопавловка) возникло примерно во второй четверти XIX века и принадлежало князю Николаю Алексеевичу Оболенскому, на средства которого в 1843 году была выстроена православная церковь. К востоку от Новоспасского пролегал Казанский почтовый тракт из Вольска через Хвалынск в Сызрань, в канун отмены крепостного права в селе начитывалось 47 дворов, 133 мужчины и 132 женщины. После крестьянской реформы 1861 года Новоспасское с одним обществом являлось центром одноимённой волости в составе Хвалынского уезда Саратовской губернии, включавшей в себя ещё два села, шесть деревень и четыре хутора. В 1888 году начала работу школа грамоты. Учебное заведение размещалось в церковной сторожке и было смешанным, роль законоучителя и настоятеля выполнял приходской священник. По данным 1910 года в Новоспасском в 57 домохозяйствах проживали 164 мужчины и 191 женщина, работали церковь, приходская школа и водяные мельницы П. Короткова и С. Сёмина. Надельной земли у крестьян имелось 82 десятины, арендованной – 291. Сеяли пшеницу и в небольших пропорциях овёс. Рабочего скота держали 96 голов, молочного – 57, гулевого – 87, мелкого 341. Из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий использовали 22 железных плуга и три веялки.
После Октябрьской революции Новоспасское стало центром Ново-Спасского сельсовета, который в 1923 году вошёл в Вольский уезд, а в 1928-м – в новообразованный Хвалынский район. С началом коллективизации село стало центральной усадьбой колхоза имени Ленина, который также объединил хозяйства приволжской Воробьёвки и обслуживался МТС села Благодатное. В послевоенные годы колхоз упразднили, в 1965 году после образования совхоза Благодатинский Новоспасское стало его отделением. К тому времени признанное неперспективным село вошло в Благодатинский сельсовет и почти полностью опустело. Окончательно Новоспасское исчезло с карты Саратовской области в середине 1970-х годов. Все жилые и хозяйственные постройки были снесены, земля была распахана и засеяна. В настоящее время единственными напоминаниями о Новоспасском являются чудом сохранившийся Спасо-Преображенский храм, небольшое кладбище и мемориальная плита на центральной площади Хвалынска труженикам предприятий и учреждений Хвалынского района за вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Внутри Спасо-Преображенской церкви

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010

Южная сторона храма

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010


Легенды
Среди православных жителей Новоспасского в XIX столетии бытовали весьма любопытные суеверия и традиции, появление которых местное духовенство списывало на пагубное влияние раскольников.
Местные крестьяне верили, что мертворожденным и, соответственно, некрещёным детям тоже открыта дорога в царствие небесное. Для этого нужно за каждый выкидыш раздать в милостыню сорок сделанных из хлеба крестов. Такое подаяние равноценно таинству Святого крещения и, соответственно, после смерти родители встретятся со всеми своими детьми на небесах.
Таинство святого причащения жители Новоспасского считали крайне опасным и видели в причастии тела и крови Господней тяжкий грех. Вместо этого обряда крестьяне предпочитали для спасения души пить святую воду, смешанную с истолчённым росным ладаном.
Сохранилось описание весьма занятного обряда, совершённого по совету приезжих старообрядцев в ноябре 1860 года убитыми горем родственниками покойного пьяницы, умершего от перепоя. Для спасения души погубленного водкой отца семейства было заколото 40 петухов, после чего их сварили и раздали в милостыню вместе с 40 луковицами. По замыслу раскольников и родных усопшего луковицы огорчили ад, после чего челюсти преисподней исторгли душу опойца, а сорок кочетов вознесли её затем в рай.
В 1865 году священник-миссионер Георгий Надеждинский описал ещё две не менее примечательных попытки спасти души умерших. Так, желая открыть утопленнику дорогу в рай, родственники раздали в милостыню решёта, так как в решете не может держаться вода и, следовательно, дух погибшего освободится со дна и вознесётся на небо. С односельчанином-самоубийцей всё оказалось куда сложнее. После долгих размышлений и совещаний решено было на его могилу положить кусок хлеба и дать природе решить судьбу умершего. Если бы хлеб съела собака, то остался бы покойник без всякого поминовения. Но склевала хлеб птица, дав зелёный свет поминкам, на которых раздавали маленькие калачи с дужкой в форме ружейного замка, спички и горох, что символизировало оружие, огонь и дробь, которые оборвали жизнь спасаемого. Напоследок селяне повторили уже укрепившийся обряд с петухами и луком.
Милостыня, присутствующая почти во всех вышеописанных суевериях, играла важную роль в быте крестьян Новоспасского и раздавалась всегда щедро. Особо ценным подаянием при этом были не хлеб и даже не деньги, а луковицы. Считалось, что состоят они из множества слоёв (перьев), а Господь каждый из них принимает за отдельную милостыню.
Очень интересен с культурной точки зрения обычай, сопровождавший молитву о дожде и крестный ход к посевам в засушливое время. После возвращения с полей новоспасские крестьяне не расходились, а запасались дома водой и снова выходили на улицу, где радостно обливали друг друга и неустанно крестились. В этих купаниях участвовали все, от детей до стариков. Полагалось, что чем интенсивнее поливать односельчан, тем скорее небо разразится дождём. Эта традиция удивительным образом пересекается с буддийским праздником Сонгкран – тайским Новым Годом, который приходится на конец "лета" и начало сезона дождей и сопровождается массовыми гуляниями с обливанием водой.
Примечательно также распространённое в селе верование, что люди постарше должны носить однотонную одежду (мужчины – белую, женщины – синюю) и избегать пёстрых нарядов, которые прощались только молодёжи. Такой стиль почитался как символ смирения и пути к вечному спасению. Любая краска "шла от неверных", а за всякого покойника, которого хоронили в цветной рубахе, суеверные крестьяне очень переживали и считали его "душеньку погибшей".

Спасо-Преображенская церковь

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010

Сохранившаяся роспись на стенах церкви

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010


Достопримечательности
Каменная Спасо-Преображенская церковь в Новоспасском была построена в стиле классицизма в 1843 году тщанием князя Н. А. Оболенского и является старейшей сохранившейся на территории Хвалынского района. Церковь была тёплой, с колокольней и одним престолом во имя Преображения Господня. В 1890 году при храме открылось церковно-приходское попечительство, в том же году усердием прихожан и волостного старшины А. И. Орлова были отремонтированы здание церкви и дом священника. Приход в предреволюционный период составлял вместе с приписанными деревнями Варваровкой, Русской Карагужей, Ново-Никольским и хуторами Елшанским и Старо-Лебежайским 2434 человека. В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в деревянных общественных домах. В 1915 году при церкви начал работу миссионерский кружок. Советской властью храм был закрыт и переоборудован под склад, а после расформирования колхоза и исчезновения села заброшен. Затерянный среди бескрайних полей на самом севере Саратовской области Спасо-Преображенский храм прекрасно сохранился, частично уцелели настенные росписи, а на колокольне в начале 2000-х годов неизвестными был установлен крест. С 2015 года усилиями волонтёров и Благочинного Хвалынского округа протоиерея Виталия Колпаченко ведётся медленная реставрация храма (огорожены и закрыты пустые дверные проёмы, укреплён фундамент, частично восстановлена кладка). Кроме того в церкви вновь проводятся богослужения, на которые приезжают потомки жителей Новоспасского из окрестных сёл и Хвалынска.

Дореволюционное село

Источник: "Мой Хвалынск"
Дата: 1890-е годы

Последние дни Новоспасского

Источник: "Мой Хвалынск"
Дата: 1970-е годы


Известные личности
С 1892 по 1899 годы священником в Новоспасском служил будущий новомученик иерей В. Т. Пиксанов, расстрелянный в 1918 году.


И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 09.10.2017)