Журавлиха – село в Ивантеевском районе.
География
Село расположено на правом берегу Большого Иргиза в южной части района в
километрах от Саратова и
километрах от Ивантеевки. Координаты: . Через Журавлиху проходит железная дорога, однако ближайшие станции расположены в Порубёжке и Клевенке. С районным центром село связано асфальтированной дорогой. На юге за рекой расположены живописные пойменные леса, с запада, востока и севера Журавлиха окружена сельскохозяйственными полями, которые пересекают несколько крупных оврагов.
История
Русское государственное село Журавлиха было основано в 1767 году раскольниками, приехавшими на Иргиз после призыва императрицы
Екатерины II. Помимо старообрядцев в Журавлихе также обосновались православные
крестьяне-переселенцы, старанием которых в
1799 году была построена холодная деревянная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В штат причта вошли священник, диакон, дьячок и пономарь. Православных жителей в
1837 году в Журавлихе насчитывалось
304 мужчины и
345 женщин (92 домохозяйства), раскольников поповского толка –
336 мужчин и
380 женщин (88 домохозяйств). В середине
XIX века после появления Белокриницкой иерархии её священство приняло большинство раскольников Журавлихи. По данным
1859 года в селе насчитывалось
260 дворов, 844 мужчины и
1011 женщин. Через Журавлиху проходил просёлочный тракт из Николаевска в Самару, административно село входило в
3-й стан и Ивановскую волость Николаевского уезда Самарской губернии.
В 1868 году священник Парнасов на кухне своего дома открыл первую в селе домашнюю школу грамоты. Примерно через два года после этого крестьянин из Московской губернии Романов, проживавший в Журавлихе, пожертвовал под школу свой дом, который был перенесён к церкви.
В 1885 году школа обрела официальный статус
церковно-приходской. В 1886 году обветшавшая Троицкая церковь была отреставрирована и распространена на средства прихожан. Обновлённое здание было также деревянным, тёплым, имело колокольню и придел во имя Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Внутри храм был выкрашен масляными красками, церковная территория была окружена деревянной оградой. При храме работала библиотека, в штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в общественных домах. У местных раскольников своей церкви не было, а открытие крестьянином Дерковым в середине
1880-х годов старообрядческой молельни закончилось конфронтацией с господствующей церковью и властью. По статистическим сведениям
1890 года в Журавлихе насчитывалось
395 дворов, 1063 мужчины и
1086 женщин. Грамотными были
194 мужчины и
107 женщин, в школе учились
59 мальчиков и
13 девочек. Крестьяне возделывали глинистый чернозём, ржи выращивали почти вдвое больше пшеницы. Рабочих лошадей
держали 1105, жеребят – 215, волов – 299, коров – 626, телят – 707, овец – 3362, свиней – 311. Пасек в селе было семь (всего
86 ульев), садов – 92, торгово-промышленных заведений
работало 25. Из жилых построек
389 были из дерева, шесть – из сырцового кирпича, также имелось
11 землянок. В 1897 году число старообрядцев в селе составляло
1278 человек. У наиболее многочисленной общины Австрийского толка в
1898 году появилась своя моленная, которая разместилась в специально отреставрированном старом деревянном доме. Помимо белокриничников в то время в Журавлихе было также распространено Часовенное согласие.
В 1910 году в селе в
420 домохозяйствах проживали
1208 мужчин и
1263 женщины. Работали православная церковь и приходская школа,
11 ветряных и одна водяная мельница, базары собирались по субботам. Удобной надельной земли у крестьян было
6866 десятин, неудобной – 1745. 12 (25) мая 1912 года Самарское губернское правление разрешило официально зарегистрировать общину старообрядцев Белокниницкрй иерархии, первое собрание которой состоялось
17 (30) июня того же года. Православных жителей в
1913 году насчитывалось 1155, беспоповцев – 1138, раскольников Австрийского
толка – 503, беглопоповцев – 86. В 1913–1914 годах был разработан и утверждён проект новой деревянной старообрядческой (белокриницкой) церкви (моленной), строительство которой велось под руководством видного самарского архитектора
З. В. Клейнермана и было завершено в
1916 году. В 1916–1917 годах в Журавлихе (у окраины села, на общественном выгоне) крестьянином
А. С. Александровым была построена механическая мельница с нефтяным двигателем.
С приходом Советской власти в 1918 году Журавлиху сделали центром новой Журавлихинской волости. На тот момент в селе проживали
1490 мужчин и
1555 женщин. У крестьян было
624 лошади, 47 верблюдов, 204 телеги, 160 плугов, 370 борон и
36 рядовок. После начала гражданской войны Журавлиха оказалась в эпицентре событий. Утром
10 августа 1918 года село было занято отрядом белочехов до
1,5 тысяч штыков с артиллерией, воевавшим на этом направлении с чапаевскими дивизиями. Военное положение накаляло обстановку в селе, нараставшее недовольство крестьян весной
1919 года вылилось в бунт, в ходе которого было сожжено здание волисполкома. Симпатизировавшие Советам крестьяне к
1920 году объединились в коммуны "Журавлихинская"
(7 хозяйств, 42 человека) и "Чапаевская"
(6 хозяйств, 37 человек). В январе
1921 года в Журавлихе произошло новое антисоветское восстание, жертвами которого пали пять местных партийных работников и один милиционер.
8 марта того же года через село с боем прошла банда Попова (Вакулина), которая, понеся большие потери, отступила частью на Горелый Гай, а другой частью – на
юго-восток. Погибшие в этом сражении красные партизаны были похоронены в братской могиле, которую в советские годы украсил памятник.
В 1923 году Журавлихинская волость была расформирована, и село вернулось в состав Ивановской волости. Вместо
церковно-приходской школы в Журавлихе открылась школа
1-й ступени. С началом коллективизации в селе (вместе с окрестными хуторами) были созданы колхозы имени Ленина, имени Молотова и имени Ворошилова. Православная и старообрядческая церкви были закрыты и впоследствии разрушены. Во второй половине
XX века жители села постепенно уезжали работать в более перспективные хозяйства, и к концу советской эпохи от Журавлихи остался лишь небольшой населённый пункт Ивановского сельсовета.
В настоящее время село окончательно опустело и находится на грани исчезновения. На оставшихся двух улицах стоят последние заброшенные дома, продолжает работать лишь ферма, на которой трудятся приезжие работники из окрестных сёл.
Достопримечательности
Памятник на братской могиле коммунистов , погибших в начале
1921 года, был установлен в Журавлихе в
1950-х годах и к началу
XXI века пришёл в негодность (фактически, от него осталась лишь мемориальная табличка). На его месте
7 ноября 2015 года по инициативе преподавателя Ивантеевского политехнического лицея
А. В. Пронина, старанием учащихся лицея и при поддержке руководителя местного КФХ
В. А. Горшенина был открыт новый обелиск. Это событие – редкий случай восстановления памятника советской эпохи.
И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 28.01.2025)