Содержание
География
История
Легенды
Достопримечательности
Известные личности

Церковь Воскресения Христова

Автор: И. Козловский
Дата: 16.05.2010

Ахмат – село в Красноармейском районе.


География
Ахмат располагается на правом берегу Волги в километрах к югу от Саратова и километрах к востоку от Красноармейска. Координаты: . С районным центром село связано рейсовым автобусом. Ближайшая железнодорожная станция Приволжской региональной железной дороги Бобровка находится в 26 километрах. Трасса Р228, соединяющая Саратов и Волгоград, проходит в 20 километрах западнее Ахмата. В обрывах берега Волги у Ахмата выходят на поверхность породы Туронского и Коньякского веков Мелового периода, встречаются окаменелые останки двустворчатых моллюсков, морских ежей и брахиоподов.

История
В 1921 году в урочище Мартышкине на берегу Волги у Ахмата учёные обнаружили крупную стоянку медного века (IV–III тысячелетия до нашей эры). Среди находок были кости животных, черепки, два погребения в скорченном положении. Более молодые древние поселения в районе современного Ахмата были основаны городецкими племенами в эпоху железного века. Найденные археологами следы укреплённого городища относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Во времена завоевательных походов татаро-монгольских ханов территория современного Красноармейского района входила в состав Волжской (Золотой) Орды. В этот период во второй половине XV века ханом Ахматом на берегу Волги при впадении в неё речки Стрелицы был обоснован стан, вокруг которого образовалось небольшое поселение, названное, как и близлежащие гора и остров (ныне затоплен), в честь ордынского правителя. Располагалось оно на месте стоянки медного века – в 1921 году археологи раскопали оба эти исторических слоя. Первыми же золотоордынское городище 6 (19) мая 1904 года исследовали члены СУАК С. А. Щеглов, Г. Г. Дыбов и В. А. Малоземов при содействии А. П. Мегалова, управляющего имением графа Д. А. Олсуфьева. Местоположение бывшено ханского стана было хорошо известно местным жителям, указавшим на мыс между оврагами Большим Елховым и двумя Безымянными, являвшимися границей земель ахматских и мордовских крестьян. При раскопках исследователям попались камни, кости животных и осколки посуды. Второй раз Щеглов приезжал в Ахмат в 1911 году и исследовал городище более подробно, обнаружив новые свидетельства золотоордынского прошлого Ахмата: черепки посуды, отшлифованные камни, глиняные пряслица, жернова. Сохранились также и остатки оснований круглых татарских жилищ.
Спустя два века Ахмат и окрестные леса и овраги вдоль берега Волги заселили спасавшиеся от гонений старообрядцы, а также беглые крепостные и бандитские шайки. Самой ранней официальной датой основания русского владельческого села Ахмат считается 1709 год (данные Саратовской губернской земской управы). Старожилы вспоминали, что Ахмат заселили в 1730-х годах их предки – дворцовые крестьяне села Воскресенское Вольского уезда. Эта информация подтверждается и другим дореволюционным печатным источником, называющим датой образования Ахмата 1740 год. На раннем этапе истории поселение развивалось медленно из-за большого количества бродяг и разбойников, контролировавших окрестности. В 1751 году в селе построили первую деревянную православную церковь с одним престолом во имя Архангела Михаила, освящённым в 1753 году. В 1797 году император Павел I пожаловал Ахмат генерал-лейтенанту П. Х. Обольянинову. В 1827 году стоявшую на берегу Волги старую церковь, к тому времени трёхпрестольную с приделами во имя Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского, разобрали и продали в Красный Яр Новоузенского уезда. Новый храм, теперь уже каменный, возвели в стороне от подверженного оползням берега, где на месте престола старого храма поставили часовню. В середине XIX столетия Ахмат от Обольяниновых перешёл к графине Олсуфьевой. В канун отмены крепостного права в селе насчитывалось 217 дворов, 820 мужчин и 959 женщин. Работали церковь и постоянная переправа через Волгу, которую содержали местные обыватели. После крестьянской реформы жители Ахмата вышли на дарственный надел и образовали одно общество. Земская школа открылась в 1863 году (по другим данным на год раньше), земская станция начала работу в 1872 году. В 1886 году в селе в 467 домохозяйствах проживали 1105 мужчин и 1070 женщин. Грамотными среди них были 196 мужчин и две женщины, в школе учились 63 мальчика и пять девочек. Каменный дом в Ахмате имелся лишь один, остальные 466 были деревянными. 305 изб были крыты тёсом, остальные – соломой. Надел охватывал 919 десятин удобной земли (в том числе 440 десятин пашни) и тянулся вдоль Волги южнее села. Почвы – преимущественно чернозёмы с примесью белого мелового камня и сырым известняком в подпочве. Рельеф преобладал гористый, до 50 десятин покрывали кустарники. Надел делился по ревизским душам и платежей не окупал. Огороды и сады при выходе на волю остались за помещицей (вместе с 6200 десятинами земли и усадьбой), и крестьяне вынуждены были арендовать их за 5–10 рублей в год (как правило сроком на 12 лет и более). Поля жители Ахмата обрабатывали в основном сохой (всего 278 единиц), плугов имелось 73, веялка была лишь одна на всё село. Лошадей держали 533, жеребят – 68, коров – 257, телят – 125, овец – 601, свиней – 72, коз – 107. Выгон арендовали у экономии, общее зерно ссыпали в запасный хлебный магазин. До 1870-х годов арендовали землю обществом, после чего крестьяне сами выбирали и снимали дополнительные участки (как правило при Покровской слободе, Воскресенском и в немецких колониях). Помимо хлебопашества жители Ахмата также работали на рыбницах (суда, на которых сплавляли хлеб в Астрахань и возили арбузы и рыбу в обратном направлении в Саратов), торговали горшками, занимались рыболовством и корзиноплетением, на лето многие уходили работать в Заволжье. К Волге, где продолжала работу постоянная переправа, имелось три удобных съезда, на берегу стояла пристань пароходных компаний "Самолёт", "Волгская" и "Купеческая". Также в Ахмате функционировали 16 промышленных и три питейных заведения, четыре лавки, пасека, земская и церковно-приходская школы, фельдшерский пункт, квартира полицейского урядника, почтовая и земская станции, сельская управа и волостное правление Ахматской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Защиту от возгораний обеспечивал пожарный сарай. В 1887 году из Ахмата на казённый участок в Новоузенском уезде переселились 184 ревизские души мужского пола вместе со своими семьями, в результате чего численность населения сократилась почти вдвое. Среди оставшихся большинство составляли раскольники Поморского и Спасова согласия, а также странники (подпольники). В 1897 году на средства графини Олсуфьевой напротив церкви была построена новая земская школа. В самой экономии Олсуфьевых проводили буровые работы на предмет устройства правильного орошения и пытались разводить виноград, который из-за суровости зимы не прижился. В 1910 году в Ахмате насчитывалось 429 дворов, 911 мужчин и 908 женщин. Надельной земли имелось 103 десятины, арендованной – 692. Выращивали пшеницу и в малых количествах подсолнечник и рожь. Рабочего скота держали 201 особь, молочного – 291, гулевого – 265, мелкого – 896. В хозяйстве использовали 62 железных плуга, 8 веялок, одну сеялку и одну жнейку. Базары в Ахмате проводились по пятницам, помимо православной церкви также продолжала работать на тот момент уже ветхая часовня на крутом берегу Волги.
При временном правительстве 6 (19) августа 1917 года в Ахмате был создан Совет крестьянских депутатов. 12 августа 1918 года собрание новообразованной ахматской коммуны "Труд", насчитывавшей пять семей и 25 человек – все "чистый пролетарий, не имеющий достаточных средств для самостоятельной организации", направило в уездный земельный отдел просьбу (в итоге успешную) помочь начинающим коммунарам инвентарём и деньгами. В 1922 году село было приписано к Бальцерскому кантону АССР немцев Поволжья, в составе которого стало центром одноимённого сельсовета. По данным 1926 года в Ахмате насчитывалось 425 дворов, 673 мужчины и 828 женщин. В ранний период коллективизации село было частью рыбколхоза. В годы Великой Отечественной войны жители Ахмата за одну неделю января 1943 года изготовили и отправили на фронт 28 пар валенок, 152 пары варежек, 88 пар носков и 171 овчину. В послевоенные годы численность населения Ахмата заметно сократилась, и к 1980-м годам село превратилось в небольшой населённый пункт Садовского сельсовета.
Сегодня Ахмат входит в муниципальное образование город Красноармейск. На Волге имеются лодочная станция и пристань (в настоящее время не используется). Постоянно в селе проживают не более 50 человек, все основные объекты инфраструктуры находятся в соседнем Садовом.

Церковь и земская школа

Источник: Труды СУАК, выпуск 28
Дата: начало XX века

Речной вокзал

Источник: oldsaratov.ru
Дата: вторая половина XX века


Легенды
В средние века и вплоть до середины XIX века в окрестностях Ахмата скрывались и нападали на путников разбойничьи шайки, чьи якобы спрятанные сокровища ещё долго будоражили фантазию местных жителей. Письменных упоминаний об ахматских бандитах в разных источниках предостаточно, в частности о воровском притоне на изрытой ущельями и покрытой лесом Ахматовой горе и о прятавшейся в оврагах в 1780-х годах банде хохла Дегтяренко, которая время от времени выходила грабить на большую дорогу. Среди немцев окрестных колоний ходила легенда, что бандиты зарыли в Ахмате золотые монеты, завёрнутые в воловью шкуру. Во второй половине XIX столетия крестьянская лошадь провалилась в скрытую яму, что породило новую волну слухов о спрятанных под землёй богатствах. Никому из искавших, однако, клад этот найти не удалось.

Достопримечательности
Каменная церковь Воскресения Христова в Ахмате , являющаяся ярким примером русского архитектурного стиля, была построена на средства генерала от инфантерии Обольянинова в 1839 году (по другим денным в 1827 году или в 1829-м). Холодное здание с колокольней и приделами во имя Архангела Михаила (правый) и Николая Чудотворца (левый) возвели на возвышенности, видно его было издалека как со стороны дорог, ведущих в село, так и с проплывающих по Волге кораблей. В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в общественных домах. Сегодня закрытый в годы советской власти храм находится в заброшенном состоянии. Внутреннее убранство полностью утеряно, однако само здание разрушений избежало.

Известные личности
Уроженцами села являются руководитель первых советских ледовых операций в Арктике, капитан ледоколов "Красин" и "Ермак" М. Я. Сорокин и директор Саратовского медицинского института и Саратовского научно-исследовательского института восстановительной хирургии и ортопедии Б. А. Никитин.


И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 17.06.2016)