Содержание |
География История Достопримечательности Известные личности Читать также |
![](zolotoe/zolotoe1.jpg)
Свято-Троицкий храм
Автор: И. Козловский
Дата: 16.05.2010
География
Золотое располагается на правом берегу Волги в километрах к югу от Саратова и километрах к юго-востоку от Красноармейска. Координаты: . Ближайшие железнодорожные станции – Россоша и Карамыш, в 30 километрах к западу. С областным и районным центрами Золотое связано рейсовыми автобусами и асфальтированной дорогой, трасса федерального значения Р228 проходит в 23 километрах западнее Золотого. Местная пристань на протяжении веков играет важную роль в волжском паро- и теплоходстве. В окрестностях разведаны и используются месторождения газа и нефти, строительного камня, глины. Выше Золотого расположено устье небольшой речки Золотуха с обширным заливом, ниже – устьевой залив Морозовки и утёс Синее Лбище. Местность вокруг покрыта холмами, многочисленными оврагами и лесопосадками, на обрывистом берегу Волги на поверхность выходят характерные для всего побережья Красноармейского района меловые породы.
![](zolotoe/zolotoe7.jpg)
Здание больницы, бывший военный госпиталь
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
![](zolotoe/zolotoe2.jpg)
Памятник погибшим в ВОВ односельчанам
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
![](zolotoe/zolotoe15.jpg)
Кантонный исполком и члены ЦИК
Источник: из коллекции Р. Ритчера
Дата: 01.06.1925
![](zolotoe/zolotoe16.jpg)
Золотое в период коллективизации
Источник: из коллекции СОМК
Дата: 1929 год
История
Существует предположение, что Золотое существовало уже в 1563 году и является старейшим селом на территории современной Саратовской области. Подтверждением тому является якобы найденная в местной церкви каменная плита с надписью: "Церковь построена в 1563 году крестьянином-собственником Петром Карповым Соколовым". Согласно же исследованиям А. Н. Минха, проведённым в конце XIX столетия, о времени образования села не сохранилось ни документальных свидетельств, ни воспоминаний. Основано Золотое было, предположительно, в конце XVII столетия беглыми крепостными, дезертирами и прочими переселенцами. Исторически в Золотом проживало много раскольников, которые, по одной версии, скрывались здесь с конца XVII века от гонений, а по другой – приехали в село во второй половине XVIII столетия после возвращения из Польши. Своё название Золотое получило по близлежащей Золотой горе и местной речке Золотухе, которые, в свою очередь, были названы в честь местных разбойников и награбленного ими золота (об этих шайках, нападавших на караваны судов, писал ещё путешественник Олеарий в 1636 году). В первое время жители села страдали от регулярных набегов киргизских кочевников. Несмотря на это, благодаря выгодному расположению на Волге Золотое быстро разрасталось и к 1755 году уже было достаточно большим селом с церковью. В 1770-х годах в Золотом и окрестностях свирепствовали толпы пугачёвской вольницы, к которым активно присоединялись местные крестьяне и разбойники. Проблема враждебно настроенных кочевников была решена в июне 1776 года, когда возле Золотого расквартировали отряд владимирских драгунов, часть которых затем выдвинулась на юг для дальнейшего вытеснения киргизов. Окончательно военные покинули Золотовскую волость к апрелю 1778 года. О православных храмах того периода сохранились противоречивые данные. По одним сведениям, в Золотом было два храма: Успения Пресвятой Богородицы, освящённый в 1775 году, и Николая Чудотворца, освящённый в 1796 году. По другой информации, в 1796 году освятили отреставрированную Успенскую церковь, стоявшую запечатанной из-за ветхости с 1791 года. Вероятно, речь идёт об одном и том же двухпрестольном храме. В 1797 году крестьяне Золотого и других сёл Золотовской волости Камышинского уезда перешли из разряда дворцовых в удельное ведомство. На тот момент земля находилась в совместном владении всех 17 населённых пунктов. Благоприятные для хлебопашества угодья располагались дальше на западе, поэтому жители Золотого арендовали на левом берегу Волги пахотные земли и покос близ Черебаева. С начала XIX века велись переделы волостной земли, из-за чего регулярно происходили конфликты. Один из крупнейших имел место в 1830 году, когда золотовские крестьяне наотрез отказались внедрять общественную запашку, на которой настаивало удельное ведомство. Разбираться с бунтовщиками пришлось новоиспечённому губернатору В. Я. Рославцу, который лично прибыл в село и даже вызвал после неудачных переговоров роту солдат на подмогу. Убедить общественный сход, на который собралось более 500 жителей Золотого и окрестных селений, так и не удалось, и закончилось всё массовыми арестами. Окончательно землю между селениями Золотовской волости разделили в 1835 году после восьмой ревизии и при введении поземельной подати (в совместном пользовании остались только луга и сенокосы). Наиболее многочисленной старообрядческой общиной в Золотом были поморцы. Первым этот толк "завёз" в село иконоторговец из Аткарска, а в начале XIX столетия в числе наиболее активных поморцев был, как ни странно, местный православный священник Благовидов, выходец из старообрядческой семьи, который вёл активную пропаганду раскола среди населения, несмотря на постоянные доносы и жалобы. Причт золотовской церкви того периода и помимо настоятеля-старообрядца стабильно "отличался": в его "послужном списке", согласно архивным документам, пьянство, драки и разнообразные кощунственные выходки, что только добавляло поводов местным верующим переходить в старообрядчество. Тем не менее, в 1834 году в Золотом был выстроен просторный и богатый Троицкий храм, заменивший старую деревянную церковь. В 1859 году в Золотом насчитывалось 430 дворов, 1598 мужчин и 1791 женщина. Имелись церковь, училище, пристань, становая квартира, по четвергам проводились базары, ярмарки собирались два раза в год. На Волге круглый год работала переправа на другой берег, которую держали местные обыватели. Хлебопашеством золотовские крестьяне почти не занимались, в то же время в селе было множество пчельников и садов. Яблоки из Золотого возили по Волге в Вятку (Киров), Пермь и другие города. В середине XIX столетия крупный пожар уничтожил часть села, которую отстроили заново уже с прямыми широкими улицами, в то время как оставшаяся невредимой сторона Золотого сохранила хаотичную застройку. При отсутствии посевов зерновых и, как следствие, соломы большинство домов имело тесовые крыши. Золотовские раскольники делились на поморскую, подпольническую и спасовскую секты, а они в свою очередь – на филипповщину, федосеевщину, правиков, левиков, титловцев и другие малочисленные ответвления. Крупнейшей общиной была поморская филипповская. В 1878 году в Золотом была без разрешения властей построена поморская часовня, которую затем безуспешно пытались легализовать в 1884 году, а судебное дело о незаконной постройке впоследствии было замято. Православный причт активно боролся с расколом среди крестьян, приглашал в село миссионеров, распространял листовки и организовывал публичные беседы. 8 (20) ноября 1878 года местный священник В. Еланский основал Золотовскую противораскольническую библиотеку, для которой на добровольные пожертвования прихожан покупались старопечатные книги. В 1891 году в Золотом в 901 домохозяйстве проживали 2544 мужчины и 2639 женщин. Имелись мужское земское училище, женская церковно-приходская школа в общественном здании, приёмный покой в съёмном доме, врач, акушерка-фельдшерица, квартира станового пристава 2-го стана и урядника, пристань на Волге. Пшеницу сбывали исключительно в Ровном, помимо яблочных садов многие также выращивали вишню и бахчи. Ежегодные ярмарки собирались в день Святого Духа и 6 декабря. В июне 1895 года начал работу телеграф, в том же году открылся склад земледельческих орудий при волостном правлении (плуги закупались на средства волости у местных кустарей, в первую очередь у кузнеца Зиморева в соседней Дубовке). Троицкая церковь уже не могла вместить всех молящихся, равно как и базар по четвергам, и в начале 1880-х годов общество приняло решение о постройке второго храма, место под который выделили на новой базарной площади (ходатайство об открытии там второго базара по понедельникам было удовлетворено земством в 1895 году). 18 (30) марта 1884 года было учреждено приходское попечительство. Средства на вторую церковь собирали долго, проект пятиглавого здания на 600 прихожан с отдельной колокольней и богато украшенным фасадом выполнил один из саратовских зодчих. Тёплое каменное здание было выстроено к 1899 году, его торжественное освящение во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 12 (25) ноября 1900 года. В том же году под руководством приходского священника Н. Соколова открылась воскресная школа. По описаниям рубежа XIX и XX веков Золотое со стороны выглядело больше как городок, нежели как село. Лавок насчитывалось 30, все волжские пароходства держали здесь свои пристани, с которых отправлялось ежегодно до 50 тысяч пудов грузов (в первую очередь зерно). Крупный саратовский Торговый дом "Братья Шмидт" имел в Золотом собственные хлебные амбары и закупал пшеницу для своих механических мельниц. Еженедельные базары немногим уступали местным ярмаркам и собирали массу народа из окрестных сёл. По переписи 1910 года в Золотом было местных: 1014 домохозяйств, 2530 мужчин, 2657 женщин; посторонних: 93 двора, 210 мужчин, 240 женщин. Надельной земли имелось 3410 десятин, арендованной – 74 (почти все угодья засеивали пшеницей, также в незначительных количествах выращивали просо, рожь подсолнечник и овёс). Рабочего скота держали 443 особи, молочного – 496, гулевого – 372, мелкого – 741. Из усовершенствованных орудий в хозяйстве использовали 80 железных плугов, 25 сеялок, 45 жнеек и 116 веялок. Главным занятием крестьян по-прежнему было садоводство, село буквально утопало "в роскошной зелени фруктовых садов". Кроме того многие занимались рыбной ловлей, отхожим промыслом и изготовлением гончарной посуды из местной глины. В селе работали кирпичный завод, вода на который подавалась проложенным в 1909 году местным механическим водопроводом, две церкви, две приходские школы, два земских училища, больница, ветеринарный пункт, почтовая контора, нефтяная мельница А. И. Ляхова и ветряки А. В. Пятницына, В. Н. Несветаева, А. И. Жукова. В 1912–1913 годах проводились работы по укреплению берега Волги вдоль Золотого.
![](zolotoe/zolotoe17.jpg)
Строительство дома и Покровский храм
Источник: из коллекции СОМК
Дата: 1929 год
В настоящее время Золотое является центром Золотовского муниципального образования. По данным переписи 2010 года в селе проживают 998 мужчин и 1191 женщина. Работают дом культуры, детский сад, построенная в 1974 году двухэтажная общеобразовательная школа, отделение связи, фельдшерский пункт, пристань, магазины. Инфраструктура советского периода приходит в упадок, предприятия и колхозы прекратили существование, кинотеатр "Маяк" и корпуса больницы заброшены. В то же время в области и за её пределами приобрело широкую известность молодое предприятие "Керамика Золотое", открытое в 2003 году на базе бывшего Золотовского Райпромкомбината и возродившее гончарные традиции села.
![](zolotoe/zolotoe8.jpg)
Золотовская ярмарка
Источник: oldsaratov.ru
Дата: 1913 год
![](zolotoe/zolotoe9.jpg)
Торговля гончарными изделиями на базаре
Источник: из коллекции СОМК
Дата: 1929 год
![](zolotoe/zolotoe14.jpg)
Пристань
Источник: из коллекции автора
Дата: 2010-е годы
![](zolotoe/zolotoe13.jpg)
Кинотеатр "Маяк"
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
Достопримечательности
В 1834 году в Золотом тщанием прихожан была построена Свято-Троицкая церковь , которую сегодня смело можно назвать главной историко-архитектурной достопримечательностью Красноармейского района наряду с немецкими кирхами в Каменке и Усть-Золихе. Приделы в трёхпрестольном каменном храме были освящены во имя святителя Николая Чудотворца (левый) и в честь Успения Пресвятой Богородицы (правый). Спроектированное в стиле классицизма архитектором В. П. Стасовым здание с пятью куполами по своей красоте, росписи и утвари превосходило многие соборы губернских городов. По некоторым данным инициатором строительства, которое велось в честь победы России в Отечественной войне 1812 года, выступил саратовский губернатор А. Д. Панчулидзев. Приписаны к храму были Покровская церковь и две часовни, в приход входили помимо Золотого деревни Морозово и Мясниково. Служили в Троицкой церкви два священника, диакон и два псаломщика. В период послереволюционных гонений на веру храм, несмотря на долговременное прекращение богослужений, практически не пострадал и в 1989 году был вновь открыт.
![](zolotoe/zolotoe3.jpg)
Памятник В. И. Ленину
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
Кроме того в Золотом сохранился типовой памятник В. И. Ленину . Выполненная в полный рост скульптура вождя мировой революции установлена у здания сельского дома культуры.
![](zolotoe/zolotoe18.jpg)
Берегоукрепительные работы
Источник: "Отчёт по продовольственной кампании 1912–1913 годов"
Дата: 1910-е годы
![](zolotoe/zolotoe19.jpg)
Дебаркадер и вид на утёс Синее Лбище
Источник: из коллекции А. Шокина
Дата: 1956 год
Известные личности
В селе родились революционер, участник восстания матросов 1905 года на броненосце "Князь Потемкин Таврический" А. Н. Заулошнов, Герой Советского Союза, командир батареи самоходных артиллерийских установок Г. В. Танцоров, исследователь Арктики, инженер-гидрограф Г. С. Крутой и Заслуженный деятель искусств России скульптор И. П. Трифонов, создавший уникальные образцы керамики на основе золотовской красной глины, а также многочисленные скульптурные композиции, в том числе и памятники в самом Золотом. Также село является родиной священномученика Виктора (в миру Константина Александровича Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии.
![](zolotoe/zolotoe4.jpg)
Памятник Н. Я. Заговенкову и лётчикам
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
![](zolotoe/zolotoe5.jpg)
Памятник умершим от ран
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
![](zolotoe/zolotoe6.jpg)
Памятник работникам госпиталя
Автор: И. Козловский
Дата: 26.04.2011
![](zolotoe/zolotoe12.jpg)
Старый памятник борцам революции
Источник: из коллекции автора
Дата: 1960-е годы
![](zolotoe/zolotoe11.jpg)
Водонапорная башня
Автор: В. Синельников
Дата: 2010-е годы
![](zolotoe/zolotoe10.jpg)
Кладбищенская часовня
Источник: www.sargc.ru
Дата: 2015 год
Читать также
Танцоров Г. В.
И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 10.08.2021)