Оркино – село в Петровском районе.
География
Село находится на юге района в
километрах от Саратова и
километре от Петровска. Координаты: . К западу от Оркина проходит автотрасса Р158, ближайшая крупная железнодорожная станция находится в районном центре, из которого в село также ходит рейсовый автобус.
История
Наиболее ранней предположительной датой основания Оркина называется
1712 год (отмечен в том числе на указателе при въезде в село). Также в ряде источников указываются
1715 год и период между первой и второй ревизиями
(1723–1747 годы). Заселено Оркино было ясачной мордвой из Мачима, Ишима и Садовки Узинского и Засурского станов Пензенского уезда, а также русскими крестьянами из соседнего Лоха и из Сибири (в основном беглые солдаты и завязавшие с шальной жизнью разбойники). Своё название село получило по имени одного из первых поселенцев мордвина Орьки, примерно тогда же появилось и второе название Кучугуры (холмы, кучи, холмистая местность), в котором отразились особенности окрестного ландшафта. Помимо холмов и лесов, служивших в прошлом укрытием для бандитов, близ Оркина проходила сторожевая черта (лесная засека), начинавшаяся у истоков Чардыма и бывшей дороги из Пензы через Петровск в Саратов и тянувшаяся между Оркиным и Мокрым дальше к Косолаповке двумя параллельными грядами. Эти охраняемые укрепления служили защитой южных пределов Русского царства в эпоху Дикого поля и набегов кочевников, они были хорошо известны местным старожилам и подробно исследованы членами СУАК
А. Н. Минхом и
А. И. Соколовым в
1880 году. Во время второй ревизии
1740-х годов в Оркине насчитывалось уже
110 душ мужского пола.
В 1745–1750 годах оркинская мордва была крещена православным священником Андреем Антиповым. Крестились неохотно, прятались во дворах и лесах. Скрывавшихся разыскивали и гнали палками креститься в озеро, на берегу которого тогда же начали строить первую деревянную церковь во имя Рождества Христова, по которой село получило третье название Рождественское. Несмотря на переход в православие, мордва продолжала придерживаться привычных языческих традиций и тайком ходила в лес поклоняться прежним божествам и идолам. Особенно почитался бог Юртай, для которого весной перед посевом хлеба резали скот и варили брагу, сопровождая жертвоприношение шумными пирами. Постройка православной церкви была завершена в
1752 году, освятили храм в
1754 году. В 1774 году на пути из Петрвоска в Саратов один из отрядов мятежной армии Емельяна Пугачёва проходил через Оркино и повесил на воротах собственного дома диакона
Г. Лукина, по одной версии отказавшегося отдать бунтовщикам деньги, по другой
из-за того, что тот не выдал спрятавшегося священника. Удалось скрыться от пугачёвцев и помещику Кропотову, державшему рядом с Оркиным имение и переждавшему опасность в груде зерна в одном из сельских хлебных амбаров. К середине
XIX века село разрослось, а старая церковь стала тесной и обветшала. По этой причине её решено было сломать и продать на стройматериалы, после чего на её месте поставили небольшую часовню. Из утвари оставили немногое, сохранив разве что богослужебные книги, присланные новокрещённой мордве из дворцовой конторы в
1760 году. Озеро со временем засыпали и отвели под огороды.
В 1844 году в центре села освятили новый просторный каменный храм. В канун отмены крепостного права в Оркине насчитывалось
383 двора, 1418 мужчин и
1568 женщин. Работали церковь, сельское училище и мельница, чуть западнее проходил Московский почтовый тракт из Саратова в Петровск. В конце
1860-х годов священник Андрей Преображенский держал в своём доме бесплатное училище для мальчиков из мордвы, в котором преподавал русский язык. Земская школа в селе открылась в
1870 году. 3 (15) июля 1879 года в Оркине произошёл крупный пожар, уничтоживший
94 двора. После этого выгоревшая часть села была выстроена заново по плану с прямыми улицами и частыми проулками. В остальном Оркино отличала хаотичная застройка с кривыми улицами и некрасивыми деревянными домами с преимущественно соломенной крышей, повёрнутыми фасадами во дворы. Жители помимо сельского хозяйства в междупарье и осенью нанимались корчевать пни, а зимой занимались извозом. Половина сельских подростков
10–18 лет весной уходила в погонщики волов в Сокур, где работали до поздней осени. Кроме того в селе имелись четыре бакалейные лавки, также велась частная торговля мясом и хлебом. Школа на начало
1880-х годов занимала тесное деревянное здание, преподававший в ней учитель
А. Л. Леонтьев занимался краеведением и собирал исторические сведения об Оркине и его окрестностях. К началу
XX века число жителей Оркина превысило шесть тысяч. В октябре революционного
1905 года крестьяне Оркина приняли участие в разгромах и поджогах хуторов помещицы
С. Е. Бенкендорф-Гинденбург, организованных беднотой соседнего Сокура. По данным
1910 года в Оркине насчитывалось приписных:
1185 дворов, 3605 мужчин и
3634 женщины; посторонних:
13 дворов, 28 мужчин и
47 женщин. Бывшие государственные крестьяне входили в одно общество, административно село относилось к Озёрской волости Саратовского уезда. Надельной земли было
3132 десятины, купленной – 2029, арендованной – 1013. Около половины посевов занимала рожь, четверть – пшеница, остальные поля отводили под овёс, подсолнечник и просо. Рабочего скота держали
1474 особи, молочного – 1013, гулевого – 1049, мелкого – 6017. Железных плугов в хозяйстве
использовали 730, жнеек – 16, молотилок – 45, веялок – 140. В селе работали воскресные базары, церковь, земская и
церковно-приходская школы. Последняя к
1917 году закрылась
из-за отсутствия подходящего здания, её ученики перешли в первую и открывшуюся к этому времени вторую земские школы.
После Октябрьской революции к середине 1918 года в Оркине назрел конфликт между новым режимом и местными кулаками, пытавшимися забрать власть в свои руки.
28 мая в село из Саратова прибыл красный отряд Филимонова численностью
26 бойцов. Члены кулацкого Совета, увидев военных, начали выпрыгивать из окон волисполкома и разбегаться.
18 человек в течение дня удалось найти и арестовать, остальные скрылись на хуторе Колки. На следующий день был избран новый волостной Совет из бедноты, после чего были проведены допросы задержанных и заседание Совета, на котором обсуждались организация в Оркине отряда Красной армии и реквизиция излишков хлеба у зажиточных селян. Ближе к ночи отряд Филимонова повёл наступление на Колки, но попал под пулемётный огонь и отступил сначала в Оркино, а затем в Сокур, забрав арестованных и казначея с волостной
ссудо-сберегательной кассой.
30 мая в Сокуре прошли переговоры конфликтующих сторон, на которых выяснилось, что в Колках отстреливался другой красный отряд из Петровска, который кулаки затребовали для обороны Оркина от бандитов. После переговоров второй отряд вернулся в Петровск, а отряд Филимонова
4–5 июня провёл новые аресты в Оркине и Колках, после чего кулаков обложили контрибуцией. Последние не сдавались и пустили слух, что на село идёт отряд белочехов.
6 июня красные организовали оборону и поставили на дороге пулемёт, в тот же день на собрании Оркинского волостного совета было решено ссыпать излишки зерна в общественный магазин и раздавать по карточкам голодающему классу, а также сформировать отряд Крестьянской Красной армии. Всего с июля по август в ряды Красной армии вступили
45 оркинских добровольцев. Несмотря на подавление мятежа,
повстанческо-бандитское движение в Оркине продолжало нарастать, что неоднократно приводило к новым столкновениям. Конфликт интересов сохранялся в Оркине и после окончания гражданской войны и вылился в убийство организатора первой партийной ячейки и колхоза Павла Антоновича Кудряшова, застреленного в ходе коллективизации кулаками. В середине
XX века Оркино было центром одноимённого сельсовета в составе Жерновского района, существовавшего в
1935–1959 годах. В 1933 году была организована
Оркинская МТС. Великая Отечественная война унесла жизни
300 жителей Оркина. В поздний советский период село являлось центральной усадьбой колхоза "Заветы Ленина".
В 1973 году было достроено современное двухэтажное здание школы
(с 1961 года десятилетней) на улице Кооперативной.
Сегодня Оркино входит в состав Новозахаркинского муниципального образования. Имеются детский сад и средняя общеобразовательная школа, дом культуры,
фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, коллективное фермерское хозяйство, магазины. В начале
2000-х годов в селе проживало
859 человек, по данным
2010 года – 345 мужчин и
384 женщины. Небогатое, но ухоженное село благодаря своим достопримечательностям пользуется популярностью среди туристов и любителей туристических игр, приветливые местные жители охотно рассказывают приезжим об истории Оркина.
Легенды
Особый пласт преданий и суеверий, бытовавших в Оркине, связан с языческим прошлым мордвы. Даже спустя полтора века после крещения жители села продолжали верить в колдунов и ведьм, превращавшихся в животных, и мифических оборотней. В числе последних был бука – похожий на копну сена злой дух, бродивший преимущественно по площади вокруг церкви и пугавший прохожих своим рычанием. Как только на крики жертвы сбегался народ, бука пропадал под землю. Не меньше, чем оборотней, боялись в Оркине мертвецов. В тёмное время никто не приближался к кладбищу, где умершие вставали из могил. Опойцев, утопленников и самоубийц хоронили отдельно в лесу подальше от домов. Их души бродили там с устрашающими криками до тех пор, пока не закончится срок их жизни, как если бы она не оборвалась раньше времени
из-за необдуманных жизненных решений умерших.
Расположенное на месте разбойничьих притонов Оркино во все времена славилось преданиями о бандитах и их кладах. Местные старожилы ещё в
XIX веке были уверены, что предводителем разбойников был сам Степан Разин, живший на близлежащей горе, на верхушке которой стояли три берёзы и проистекал родник. Под другой горой, называвшейся Козлиный сруб, находился овраг, где также размещались землянки банды. Рядом находились две Караульные горы, на которых дозорные поджидали проезжавших по дороге путников и оповещали свою шайку звоном колокола. Покровительствовали бандитам петровские поп и голова, которым доставалась часть награбленного. Обогатившись вдоволь, они решили порвать с порочащими связями. Попытка попа убедить разбойников уйти из этих мест закончилась для него виселицей. Его
пособник-чиновник оказался хитрее и устроил разбойникам пир, на котором споил их и велел отрубить всем головы. Спустя два столетия в Оркине бытовала легенда, что проклятый Богом дух Разина продолжает обитать в окрестностях села. В Поповом овраге, где повесили "оборотня в рясе", являлась людям землянка с тремя чанами: с мёдом, серебром и золотом. На среднем чане лежал
ковёр-самолёт, а на нём – икона Богоматери ничком и сверху пистолет. Разложил всё это сам Стенька Разин и завещал тому, кто найдёт клад и прострелит иконе сердце, все богатства. Взамен душа "счастливчика" будет проклята и займёт место неприкаянной души Разина, которая найдёт свой долгожданный покой. Это был не единственный способ обогатиться и жестоко поплатиться. Местные жители также верили, что между Караульными горами на Пасху между заутреней и обедней колокол и землянки являются в прежнем виде, а в одной из них горит огонь. Кроме того в ней разбросаны по полу кучи золота, серебра и разных вещей. Войти в неё и взять драгоценности можно три раза, а на четвёртый дверь захлопнется, и жадному искателю сокровищ придётся иметь дело с их хранителем, который потребует душу самого посетителя, его младенца или того, кто ему всего дороже. Оркинская мордва передавала из поколения в поколение рассказы, что входившие в землянку либо пропадали, либо немели, после чего скоро умирали от испуга. Те, кто сумел взять деньги и убежать, не имел с них потом никакого толку и страдал от неудач и внезапных смертей близких. Караульный колокол разбойников также был удостоен легенды, согласно которой один оркинский мордвин увидел его край, торчавший из земли, и принялся откапывать, но был отвлечён на другие работы, а когда вернулся не нашёл и следа загадочного колокола.
Достопримечательности
Оркинская православная церковь является одним из наиболее ярких и известных объектов
историко-архитектурного наследия Саратовской области. Построена она была тщанием прихожан в
1844 году вместо старой деревянной. Каменный храм имел отопление, железную крышу, колокольню и один престол во имя Рождества Христова. В штат причта входили священник, диакон и два псаломщика, при церкви имелись сторожка и построенный в
1904 году на общественной земле дом священника. В советские годы в закрытом храме размещался склад колхозного инвентаря. Убранство было разграблено, из икон сколотили ящики для расположенной неподалёку мельницы (найдены и возвращены в церковь в
2010-х годах). К 1990 году, когда в селе начала возрождаться православная община, избежавшее серьёзных разрушение церковное здание пришло в аварийное состояние.
С 1992 года в нём вновь проводятся богослужения, одновременно медленными темпами ведётся ремонт (на дорогостоящую полноценную реставрацию у жителей средств нет).
В селе также установлены памятники погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны
землякам , борцам за Советскую
власть , первому председателю колхоза
П. А. Кудряшову и вождю мирового пролетариата
В. И. Ленину .
И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 05.05.2020)