Содержание
География
История
Достопримечательности
Читать также

Верхний Спасо-Преображенский монастырь – ныне не существующий монастырь в Пугачёвском районе.


География
Бывший монастырь расположен на левом берегу Большого Иргиза на острове, окружённом озером Калач, в центральной части района в километрах от Саратова и километрах от Пугачёва. Координаты: .

Монастырь в эпоху единоверия

Источник: из коллекции автора
Дата: начало XX века

Остатки монастырской стены с башней

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014


История
Верхний Спасо-Преображенский монастырь основал приехавший из Польши старообрядец Исаакий с 11 иноками и 14 бельцами. В качестве наиболее ранней даты появления скита в исторических документах встречается 1755 год (именно эта дата указана на памятном валуне, украшающем сегодня главный вход на территорию бывшего монастыря). Вероятнее всего, однако, что Исаакий приехал в Заволжье вскоре после Высочайшего Манифеста императрицы Екатерины II от 1762 года, разрешавшего старообрядцам официально селиться на Иргизе. Из трёх образовавшихся в этот период иргизских обителей исаакиевская располагалась выше всех по течению Иргиза, из-за чего монастырь называли "верхним". Насельники получали статус дворцовых крестьян, в 1764 году была построена часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1780 году к часовне пристроили алтарь и переосвятили её во имя Введения Божией Матери, примерно с этого времени скит стал называться монастырём. В 1783 году была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, по которой монастырь называли Верхне-Успенским. 7 (18) октября 1798 года обе церкви сгорели вместе с 79 кельями, но уже через год после пожара были выстроены заново на средства вольского купца Злобина (по слухам) и императора Павла I, пожертвовавшего шесть тысяч рублей. В 1799 году освятили новый Введенский храм (деревянный, холодный, в древнерусском стиле, с колокольней с 10 колоколами и железной крышей), в 1804-м – вторую церковь во имя Преображения Господня (каменную, тёплую, с пятью куполами и железной крышей), сменившую сгоревшую Успенскую. Оба храма освятили на спасённых от огня старых антиминсах. По второй церкви монастырь с этого момента назывался Верхне-Спасо-Преображенским. В 1801 году обитель получила 7431 десятину 439 саженей земли и 881 десятину 1132 саженей леса. Монастырская территория была обнесена деревянной оградой с четырьмя воротами. В одном из зданий работала пекарня, на левом берегу Большого Иргиза с 1780 года имелся хутор для скотоводства и молотьбы, уборки и хранения хлеба. Пчельник на 50 ульев располагался в четырёх верстах, на озере Калач стояли две водяные мельницы, ещё одна мельница, ветряная, находилась на хуторе. В озере монахи ловили щуку, леща, карася, окуня, ерша, сорогу и мелкую плотву. В 1827 году в монастыре проживали настоятель, 8 священников, 2 диакона и 23 монаха. К этому времени была построена третья церковь (деревянная) во имя Петра и Павла. Церковных украшений в монастыре хранилось на 40 тысяч рублей, древних книг насчитывалось 80. Хорошие доходы приносило массовое паломничество. 10 (22) мая 1829 года в монастыре вновь случился крупный пожар, уничтоживший один из деревянных храмов, колокольню, 26 келий и повредивший каменный храм и ограду. С разрешения саратовского губернатора В. Я. Рославца, несмотря на гонения на старообрядчество, монахи за короткий срок восстановили обитель: была отреставрирована и расширена каменная церковь, появились новые просторные кельи, в 1834 году строительные работы завершились возведением новой башни-колокольни и ограды. После обращения Нижнего и Среднего монастырей в единоверие в 1837 году Верхний монастырь стал последним оплотом иргизского старообрядчества вместе с располагавшимся рядом женским Верхне-Покровским монастырём. В 1840 году саратовский губернатор А. М. Фадеев посетил верхние монастыри и по итогам этой поездки весной 1841 года распорядился сделать их в единоверческими. 28 мая (9 июня) 1841 года Фадеев с небольшим отрядом солдат без предупреждения прибыл в Верхне-Спасо-Преображенский монастырь, расставил на всех входах караул и после утрени зачитал насельникам указ, после чего единоверческие священники окропили главный монастырский храм святой водой. Обращение монастыря в единоверие прошло таким образом мирно и без эксцессов, но все монахи кроме одного сохранили верность старой вере и покинули обитель. 23 июня (5 июля) 1841 года был заново освящён холодный каменный Преображенский храм. 17 (29) сентября 1855 года была освящена кладбищенская церковь во имя Всех Святых (каменная, с усыпальницей). В 1851 году был заложен тёплый каменный храм во имя Сергия Радонежского, освящённый 15 (27) ноября 1856 года. В 1886 году к нему пристроили придел Николая Чудотворца, перестроенный из бывшей старообрядческой трапезы. В 1896 году к Сергиевской церкви пристроили новую трапезу. Четвёртая церковь в двухэтажном каменном доме настоятеля была освящена во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (3 декабря) 1857 года. Кроме того 5 (17) сентября 1855 года за оградой при устье озера Калач была освящена часовня в память об императоре Николае I. Единоверческий приход Спасо-Преображенского монастыря был открыт 4 (16) ноября 1894 года. В начале XX века в обители проживали епископ-настоятель, архимандрит-наместник, иеродиакон, два иеромонаха, семь монахов, три расофора, указный послушник и 89 послушников, для которых имелись каменный двухэтажный корпус 1861 года постройки и два каменных дома (одноэтажный и двухэтажный). В 1884 году была выстроена каменная одноэтажная гостиница, при которой работали больница на шесть коек, где бесплатно лечили крестьян из окрестных сёл, и открытая в 1889 году школа, в которой учили живущих в монастыре мальчиков единоверческому чтению и пению. В 1892 году школу преобразовали в церковно-приходскую, в 1895 году она перешла на двухклассное образование с обучением переплётному ремеслу. В монастырской библиотеке хранилось 189 томов старопечатных книг. На кладбище у восточной стены хоронили умерших насельников. В северной части монастыря стояли каменные кузница и строительная мастерская, кроме того на территории имелись амбары, сараи, конюшня, две бани и прочие надворные постройки. Ограда была каменной, с четырьмя башнями. Её строительство началось в 1856 году и было закончено в 1879-м. Средние из трёх ворот восточной стены были Святые, украшенные росписью. Кроме того имелись ворота в северной, южной и западной стенах. Часть угодий сдавалась в аренду, на монастырском хуторе стояла ветряная мельница, вторая мельница, деревянная, водяная, находилась в версте к востоку от обители. Для переправки на другой берег в монастыре имелся паром.
С приходом Советской власти монастырь был закрыт постановлением Николаевского уездного Совнаркома от 26 января 1918 года. В Преображенском храме открыли театр, в Сергиевском – склад, в Введенском – колонию. В 1927 году на территории бывшего монастыря начал работу дом отдыха "Пугачёвский". Сегодня от Спасо-Преображенского монастыря остались часть стены с башней и несколько старых корпусов, занятых социально-оздоровительным центром "Пугачёвский".

Бывший двухэтажный корпус монастыря

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014

Бывший одноэтажный корпус

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014


Санаторий в бывшем монастырском корпусе

Источник: "Пугачёв: слобода Мечетная – город Николаевск"
Дата: 1940-е годы

Двухэтажный корпус, занятый санаторием

Источник: "Пугачёв: слобода Мечетная – город Николаевск"
Дата: середина XX века


Достопримечательности
В советские годы территория дома отдыха, сменившего монастырь, была украшена типовыми и широко распространёнными в подобных учреждениях скульптурами, часть которых сохранилась до наших дней. Стоял в доме отдыха и памятник Ленину, демонтированный в постсоветские годы.
12 апреля 1961 года в санатории в день первого полёта человека в космос была заложена аллея имени Ю. А. Гагарина, чей памятник её сегодня украшает . В память о монастыре на въезде в дом отдыха установлен валун с мемориальной табличкой .

Памятник В. И. Ленину

Источник: из коллекции М. Вяльшина
Дата: середина XX века

Одна из статуй советской эпохи

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014

Памятник Ю. А. Гагарину

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014


Читать также
Заречный


И. Козловский, 2020 (последнее изменение: 12.04.2020)