Содержание
География
История
Читать также

Свято-Никольский женский монастырь – монастырь в Пугачёвском районе.


География
Монастырь расположен на правом берегу Большого Иргиза в центральной части района в километрах от Саратова и километрах от Пугачёва. Координаты: .

Церковь Николая Чудотворца

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014

Келейный корпус

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014


История
Средне-Никольский мужской монастырь появился как скит вскоре после Высочайшего Манифеста императрицы Екатерины II от 1762 года, разрешавшего старообрядцам официально селиться на Иргизе. В качестве точной даты в ряде документов встречается 1764 год. Основателями будущего монастыря стали выходец из Польши иеромонах Пахомий с 17 единомышленниками и инок Филарет. Пахомиев и Филаретов скиты позже объединились в один монастырь, который из трёх образовавшихся в этот период иргизских обителей располагался в середине по течению Большого Иргиза, из-за чего его называли "средним". Насельники получали статус дворцовых крестьян, богослужения проводились в существовавшей с момента основания монастыря деревянной часовне во имя Николая Чудотворца. В 1772 году под видом сироты в монастыре скрывался Емельян Пугачёв, получивший у Филарета благословение на восстание и царствование. К 1790 году была построена холодная деревянная церковь Николая Чудотворца с колокольней и 11 колоколами. В 1798 году была возведена тёплая деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери (без колокольни). Примерно с этого времени обитель начали называть Средне-Никольским старообрядческим мужским монастырём. Келий на тот момент имелось 58 (все деревянные), ограда с четырьмя воротами была деревянная. С 1793 года неподалёку имелся хутор для ведения скотоводства, примерно в версте находился пчельник на 60 ульев. Кроме того при монастыре работала мельница, в близлежащем Безымянном озере монахи ловили карася, щуку, подлещика, окуня. В 1799 году за монастырём закрепили 1562 десятин и 2007 саженей земли. В 1827 году в монастыре проживали настоятель, 12 священников, 2 диакона и 10 монахов. Церковных украшений имелось на 50 тысяч рублей, древних священных книг хранилось 250. Помимо сельского хозяйства хорошим источником доходов было массовое паломничество. В правление Николая I начались кампании по обращению старообрядческих монастырей в единоверие. В апреле 1836 года новоиспечённый саратовский губернатор А. П. Степанов посетил Средне-Никольский монастырь и по итогам разговоров с монахами пришёл к выводу, что они расположены к беспрекословному повиновению воле правительства, о чём доложил императору с рекомендацией приступить к присоединению монастыря к единоверию. Однако 8 (20) февраля 1837 года приехавшие в монастырь чиновники и Архимандрит Зосима получили от монахов категорический отказ передать ключи и имущество, так как строившие обитель окрестные старообрядцы своего согласия на её переход в единоверие не давали. Обстановка к вечеру накалилась, и делегация предпочла удалиться обратно в Николаевск, после чего вернулась на следующий день с понятыми и воинской командой. К этому моменту на защиту монастыря уже стянулась приличная толпа раскольников из окрестных сёл и деревень. Настоятель Корнилий дал представителям власти принципиальное согласие на переход в единоверие, но связываться с толпой отказался. Все новые попытки мирно договориться с раскольниками в последовавшие дни также закончились ничем. 21 февраля (5 марта) в монастырь приехал губернатор, распорядившийся очистить обитель от мятежных мирян. Последние подняли бунт, в ходе которого на звон колоколов из Николаевска на помощь поспешили городские старообрядцы. Понятых в итоге побили и прогнали, а А. П. Степанов вернулся в Николаевск и попытался на следующий день уже без понятых мирно договориться с защитниками монастыря, после чего, получив очередной отказ, уехал в Саратов. Из губернского центра Степанов вернулся в монастырь уже с солдатами, полицейскими, пожарными и ополчением. 13 (25) марта после нового отказа повиноваться мятежные раскольники были выдворены по указу губернатора водой из пожарных труб, после чего без кровопролития арестованы и отправлены в николаевскую тюрьму. В тот же день Архимандрит Высоковского Успенского единоверческого монастыря Зосима отслужил молебен с водоосвящением в тёплой Покровской церкви, а 20 марта (1 апреля) была заново освящена на древнем антиминсе соборная церковь во имя Николая Чудотворца. 28 августа (9 сентября) в монастыре случился пожар (предположительно в результате поджога), уничтоживший сарай и 23 кельи. 31 августа (12 сентября) 1843 года по указу Духовной Консистории монастырь был преобразован в женский. Настоятельницей стала инокиня Ефросинья, переведённая на Иргиз с несколькими сёстрами из женской единоверческой обители Черниговской епархии. В 1863 году на месте старообрядческой каменной ризницы был построен на монастырские средства новый тёплый Покровский храм, на этот раз каменный, с одним престолом, освящённым в 1864 году. В 1871 году на месте старой Покровской церкви выстроили деревянную на каменном фундаменте часовню. Старый деревянный Никольский храм был в 1886 году перестроен и 31 мая (12 июня) 1887 года вновь освящён. В начале XX века на территории монастыря также имелись два двухэтажных корпуса для сестёр (деревянные на каменном фундаменте, с железной крышей), в одном из которых на первом этаже работала больница на пять человек, шесть одноэтажных деревянных корпусов (один был обложен кирпичом), сторожка, хозяйственные постройки. Кладбище находилось внутри каменной монастырской ограды, в библиотеке хранилось около сотни старопечатных книг духовно-нравственного содержания. Проживали в монастыре игуменья и 80 монахинь и послушниц.
После октябрьского переворота в феврале 1918 года монастырь закрыли и передали в ведение Николаевского уездного земельного отдела, в Свято-Никольском храме начали ссыпать зерно. Постановлением Пугачёвского уездного исполкома от 11 февраля 1920 года все монастырские здания перешли в распоряжение уездного отдела народного образования, после чего в Никольской церкви открылся клуб. Монахини не подверглись репрессиям и были заняты на разных работах. Покровский храм в 1929 году разобрали. С началом коллективизации бывшая обитель стала базой колхозной бригады, а вокруг неё вырос посёлок Мопр (ныне Монастырский).
В 1997 году тщанием прихожан пугачёвского Воскресенского храма и местных коммерческих организаций началось восстановление Свято-Никольского храма. 26 ноября 1998 года был зарегистрирован приход во имя Святителя Николая Чудотворца, при котором вскоре образовалось сестричество, чьим усердием были восстановлены двухэтажный келейный дом и одноэтажный дом для послушниц. 28 декабря 2000 года был учреждён православный Свято-Никольский женский монастырь. 20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в восстановленном храме во имя Николая Чудотворца. 22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери, заложенного годом ранее.

Часовня и жилые корпуса

Автор: И. Козловский
Дата: 05.10.2014

Монастырь в период единоверия

Источник: "Пугачёв: слобода Мечетная – город Николаевск"
Дата: вторая половина XIX века



Читать также
Монастырский


И. Козловский, 2020 (последнее изменение: 09.04.2020)