Содержание
География
История
Достопримечательности

Старый вокзал

Автор: Д. Ермолов
Дата: 08.08.2018

Золотая Степь – село и железнодорожная станция в Советском районе.


География
Село располагается в волжском левобережье в центральной части района. Расстояние до областного центра составляет километра, до районного – километров. Координаты: . Через Золотую Степь проходит автотрасса Е38 из Энгельса на Мокроус и Ершов, в селе расположена грузовая железнодорожная станция (ветка Анисовка – Урбах).

История
Существуют сведения, что заложена станция была в 1871 году на месте обнаружения артезианского источника в 50 километрах к востоку от Покровской слободы. Фактически же введены в эксплуатацию станция и (изначально узкоколейная) ветка на Уральск были осенью 1894 года. В те годы станция носила имя Нахой (по близлежащей речке), по переписи 1897 года в пристанционном посёлке насчитывалось три двора, 14 мужчин и 11 женщин. Административно станция Нахой Рязанско-Уральской железной дороги относилась к Нижне-Караманской волости Новоузенского уезда Самарской губернии. Находилась она в окружении крупных немецких колоний, располагала водонапорной башней, двумя постоялыми дворами и конюшней.

Водонапорная башня и памятник ВОВ

Автор: И. Козловский
Дата: 08.04.2012

На поздних этапах гражданской войны 23 марта 1921 года Нахой был занят хорошо вооружённым отрядом зелёных. Повстанцы некоторое время дислоцировались на станции, после чего покинули её под натиском красных. В составе АССР Немцев Поволжья Нахой входил в Вейценфельдский сельсовет Мариентальского кантона, по перепили 1926 года на станции насчитывалось 41 домохозяйство, 87 мужчин и 84 женщины (среди них немцев: 29 дворов, 87 мужчин, 84 женщины; русских: 10 дворов, 19 мужчин, 20 женщин). В 1935 году в посёлке открылась начальная школа, в 1947-м – изба-читальня, размещавшаяся в здании вокзала и преобразованная позже в библиотеку. В 1952–1953 годах с началом разведочного бурения в районе в северной части посёлка построили базу Техснаба для принятия товаров, а на рубеже 1950-х и 1960-х годов – контору, склады и железнодорожную ветку. Тогда же была проложена асфальтированная дорога до Степного. МТС с гаражом, котельной и мастерской была введена в эксплуатацию в 1954 году (в 1973-м передана в совхоз "Розовский"). В 1961 году станция и посёлок Нахой получили новое название Золотая Степь. В том же году начала работу база-элеватор хлебоприёмного пункта. Школа, с 1960 года работавшая как восьмилетняя, в 1967 году получила статус средней. В этот период в посёлке была построена библиотека, в 1970-х годах возвели школьный спортзал, цех опрессовки и ремонта труб Техснаба. В 1970 году появился регулярный автобусный рейс в Степное, а год спустя – в Советское. 1 января 1973 года сдали в эксплуатацию детский сад на Советской улице. Административно в послевоенные годы посёлок и станция относились к Розовскому сельсовету, в поздний советский период – к Золотостепновскому (с центром в Александровке).
Сегодня село с 1313 жителями (по переписи 2010 года) является центром Золотостепского муниципального образования. Имеются отделения связи и Сбербанка, медпункт, основная общеобразовательная школа, детский сад, библиотека, четыре магазина, ежедневно работает базар. Большинство жителей работает на железнодорожных объектах (в частности, на базе технического снабжения "Руснефть"). В 2013–2015 годах на северной окраине Золотой Степи была построена трёхэтажная мечеть , при которой в январе 2017 года открылась воскресная школа.

Школа

Автор: Д. Ермолов
Дата: 08.08.2018

Окраина посёлка и мечеть

Автор: Д. Ермолов
Дата: 08.08.2018


Достопримечательности
Водонапорная башня и здание вокзала , построенные в конце XIX века по образцовым проектам, прекрасно сохранились до наших дней и являются главной достопримечательностью села. Возле башни в 2005 году к 60-летию победы в Великой Отечественной войне был установлен небольшой мемориал в память о погибших земляках .


И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 17.08.2020)