Содержание
География
История
Достопримечательности
Известные личности
Читать также

Белогорное – село в Вольском районе.


География
Белогорное находится на границе Вольского и Хвалынского районов в километре от Вольска и километрах от Саратова. Координаты: . Через село протекает речка Жилой Ключ, обустроен родник "Центральный". С районным центром Белогорное связано рейсовым автобусом, ближайшие железнодорожные станции находятся южнее в Мазе и Чернавке.

Храм в честь Покрова Божией Матери

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010

Бывшая приходская школа

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020


История
Сведения об истории заселения современного Белогорного (Самодуровки) сохранились разрозненные, основанные на преданиях и, отчасти, их разных интерпретациях. Достоверно можно утверждать, что первое поселение здесь основали беглые старообрядцы. Произошло это, очевидно, вскоре после церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича середины XVII века, в разных источниках в качестве даты основания будущей Самодуровки указываются 1664-й и 1666 год. Первоначально покинувшие Москву староверы поселились в овраге, которому было дано название Климов дол в честь первопоселенца. По альтернативной версии раскольник Клим был выходцем из Мурманска. По другим сведениям заселена Самодуровка была опальными стрельцами-старообрядцами после бунта 1682 года. В качестве ещё одной даты образования поселения указывается 1716 год, когда Пётр I обложил старообрядцев двойным подушным окладом и вынудил тем самым многих из них покинуть свои места жительства и нелегально переселяться в новые, глухие и малонаселённые регионы. Не исключено, что все эти сведения достоверны, а каждое новое знаковое событие в истории старообрядчества лишь привлекало всё новых переселенцев в уже существовавшую с середины XVII столетия Самодуровку. Помимо уже упомянутых Москвы и, возможно, Мурманска в Климов овраг переселялись крестьяне из села Лунино Пензенской губернии, из-за чего часть села называлась Пензенским концом или Лунинской Мазой, из Тамбовской губернии, из Запонорья Московской губернии и Егорьевска Рязанской губернии. Со временем съезжаться в поселение начали и православные крестьяне. Название Самодуровка селу было дано "в честь" его жителей, самовольно селившихся и упорно придерживавшихся старообрядчества и не признававших крепостную зависимость. Свой официальный статус Самодуровка обрела, очевидно, в 1762 году с указом Екатерины II, разрешавшим раскольникам селиться в Поволжье. На тот момент селение входило в Симбирскую губернию, в том же году была построена и освящена при 80 дворах деревянная православная церковь во имя Покрова Божией Матери, по которой Самодуровку стали также называть Покровским. Старообрядческая часть села была преимущественно поморского согласия. Во второй половине 1820-х годов православный приход насчитывал не более 100 душ при общем населении около двух тысяч человек. Поморцы в этот период открыто служили в двух молитвенных домах, принадлежавших общинам поморцев-брачников и безбрачников. В 1859 году в казённой Самодуровке в 469 домохозяйствах проживали 1628 мужчин и 1663 женщины. Работали девять мельниц, чуть в стороне проходил тракт из Хвалынска в квартиру 2-го стана. Вместо старой православной церкви в 1867 году на средства прихожан был построен новый Покровский храм, деревянный, тёплый, с колокольней и одним престолом, освящённым местным благочинным 27 июня (9 июля) 1869 года. В 1885 году в церковной сторожке открылась школа грамотности. Местные раскольники средств на школу не выделяли, содержалась она исключительно епархиальным училищным советом. 1 (13) сентября 1899 года открылась женская приходская школа, разместившаяся в специально построенном каменном здании. В штат причта православной церкви входили священник, диакон и псаломщик, приход в тот период насчитывал не более 200 человек, многие из которых раздумывали над переходом в старообрядчество. К началу XX века численность населения Самодуровки достигла пяти тысяч (почти все поморы). Работали школа, красильни, кожевни, 12 лавок и три мельницы производительностью в 35 тысяч рублей при 20 рабочих. В революционном 1905 году крестьяне Самодуровки участвовали в народных волнениях и попытках захвата окрестных барских земель. После подавления бунта четырёх зачинщиков из Самодуровки засекли насмерть. В годы реакции православная часть населения (всего 50 человек) вступила в местный отдел черносотенного Союза Русского Народа. Административно село было центром Самодуровской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии. В 1910 году в Самодуровке насчитывалось местных: 988 дворов, 2541 мужчина и 2529 женщин; посторонних: 15 дворов, 17 мужчин, 25 женщин. Надельной земли у крестьян было 3667 десятин, арендованной – 450. Три четверти всего надела отводили под пшеницу, кроме того сеяли подсолнечник и редко просо и овёс. Рабочего скота держали 1249 голов, молочного – 873, гулевого – 9976, мелкого – 4726. Железных плугов в хозяйстве использовали 852, сеялок – 2, веялок – 92, жнеек – 8. Базары собирались по понедельникам, ярмарки – 29 июня и 1 октября. В селе работали приходская и две земские школы, почтовая контора, шесть старообрядческих моленных, нефтяная мельница И. А. Лякина и пять водяных общественных, арендовавшихся П. Н. Прянишниковым, Е. Т. Безрудновым, Е. Е. Осиповым, К. Е. Гришиным, Д. В. Большаковым. Брачников в селе было 803 двора, 2132 мужчины, 2274 женщины; безбрачников: 245 дворов, 570 мужчин, 587 женщин. В 1910 году на средства прихожан была построена новая Покровская православная церковь, деревянная, с колокольней и одним престолом, освящённым епископом Досифеем 9 (22) октября 1911 года. Событие это, учитывая специфику села, ажиотажа не вызвало, и на торжество пришло лишь небольшое количество православных крестьян. Старообрядцы, несмотря на все попытки миссионеров, в православие переходить не хотели, собирались на богослужения в своих молитвенных домах и даже детей учили в самовольно открытых старообрядческих училищах. В 1914 году в селе начала работу общественная библиотека.

Здание школы

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020

На раннем этапе гражданской войны Самодуровка была на некоторое время занята белыми, но в середине сентября 1918 года после освобождения Вольска красные отряды в ходе продвижения на Хвалынск выбили противника из села. При Советской власти Самодуровка стала центром одноимённого сельсовета и вошла в состав Вольского уезда. В годы коллективизации хозяйства объединились в колхоз "Боевик", просуществовавший до конца XX века. Православная церковь и старообрядческие моленные были закрыты и впоследствии разрушены, многих старообрядцев репрессировали. Местные школы были реорганизованы в одну семилетнюю, которая разместилась в здании закрытой центральной моленной (на её месте сегодня построен детский сад). С началом Великой Отечественной войны многие жители села ушли на фронт, среди них трое удостоились звания Героев Советского Союза. Более 200 человек погибло на полях сражений. В 1961 году Самодуровка была переименована в Белогорное (по окрестным меловым горам).
В настоящее время Белогорное с 261 двором (147 газифицированы) и 727 жителями является центром одноимённого муниципального образования. Имеются отделения связи и Сбербанка, дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, два магазина, котельня, Белогорновский дом-интернат для престарелых и инвалидов, построенная в 1960 году средняя общеобразовательная школа, детский сад "Солнышко", открытый в 2004 году детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местная столовая находится в сильно перестроенном здании "Тюревской" старообрядческой моленной – единственной сохранившемся до наших дней из дореволюционных. На 300-летнем старообрядческом кладбище на Лысой горе, дорога к которому называется "Мертвый гребень", находится небольшая деревянная часовня.

Дом культуры

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020

Детский сад

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020


Достопримечательности
На площади 65-летия Октября установлена стела в память о погибших в Великую Отечественную войну жителях Белогорного, Юловой Мазы и Новопокровки . Памятник был открыт к 30-летию Победы в 1975 году. Из дореволюционных построек лучше всего сохранилась бывшая церковно-приходская школа, построенная на рубеже XIX и XX веков .

Новая поморская церковь

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020

В 2013 году в здании бывшего сельсовета, переданном местной администрацией в безвозмездное пользование саратовской старообрядческой поморской общине, была открыта новая моленная. В последовавшие годы здание было основательно реконструировано на средства попечителя Владимира Куприяновича Чуева. Торжественное освящение и открытие древлеправославной поморской церкви Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 2 декабря 2018 года.
Современная православная церковь в Белогорном была заложена в 1997 году и освящена два года спустя 10 декабря в честь Покрова Божией Матери, так же как и исторический храм села, разрушенный в советские годы. Строительство стало возможным благодаря поддержке В. В. Володина и ряда других политических деятелей области. В одном из куполов была установлена звонница, интерьер полностью расписали, прекрасно обустроенную прихрамовую территорию обнесли кованой оградой на каменных столбах. Уже в 2013–2014 годах церковь была основательно реконструирована и расширена за счёт пристройки колокольни. В рамках строительных работ были также выполнены новые росписи стен храма, установлен новый иконостас. 30 декабря 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства Вольского благочиния совершил чин Великого освящения храма.

Памятник погибшим землякам

Автор: И. Козловский
Дата: 14.09.2010

Храм с новой колокольней

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020

Восточный фасад церкви

Автор: Д. Ермолов
Дата: 12.10.2020


Известные личности
В Белогорном родились Герои Советского Союза старший лейтенант, командир зенитно-пулеметной роты Петр Яковлевич Анучкин, младший лейтенант, разведчик Сергей Анфиногенович Зудлов, гвардии старший лейтенант Николай Пименович Балакин и разведчик Захар Маркелович Осягин. Также уроженцем села является глава Вольского района Анатолий Иванович Краснов.

Читать также
Анучкин П. Я.
Балакин Н. П.
Зудлов С. А.
Осягин З. М.


И. Козловский, 2010 (последнее изменение: 06.02.2022)