Содержание
География
История
Достопримечательности
Известные личности
Читать также

Воскресенское – село, административный центр Воскресенского района.


География
Село расположено в живописной местности у правого берега Волги и на юге природного заповедника Змеёвы горы, в восточной части района, в километрах от Саратова. Координаты: . К западу проходит региональная трасса Р228, от которой Воскресенское проложены 32 километра асфальтированной дороги. Рейсовыми автобусами село связано с Вольском, Балаковом, Сенным, Саратовом, Синодским, Елшанкой. Ближайшая железнодорожная станция – Казаковка.

Волга у Воскресенского

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Стела на въезде в село

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011


История
Местность, на которой расположен современный райцентр Воскресенское, была, очевидно, заселена ещё в эпоху монгольского ига. Косвенным подтверждением этого является клад ордынских монет, найденный здесь в середине XIX века.
По одной из версий, первое русское поселение на месте Воскресенского основали в середине XVI века (примерно в 1555 году) наёмники валдайского купца Никонова, возвращавшиеся из торговой экспедиции по Волге к южным берегам Каспия. Местность у Змеёвых гор в то время была покрыта лесами, затруднявшими развитие земледелия, но дававшими материал для строительства домов. Участники похода обустроили в удобном месте сторожевой пост и платный "постой" для проходящих торговых караванов. Жители охотились на кабанов, выращивали овощи, хлеб и соль выменивались у заезжих купцов. В окрестностях прятались беглые крестьяне и промышляли разбойники и воровские казаки. Самой крупной и опасной шайкой того периода была банда Андрюшки Голощапа, грабившая на Чардыме и Терешке. Защиту от набегов бандитов и кочевников обеспечивали стрельцы. Лес постепенно вырубался, а в 1568 году частично выгорел, что дало возможность значительно расширить посевы зерновых. Крестьяне также разводили скот, занимались ремёслами, рыбной ловлей. История этого поселения, однако, обрывается в конце XVI века. Вероятно, находившееся в малонаселённой и опасной местности у Дикого поля, оно было разграблено и заброшено. Возможно также, что именно оно получило название Змеёвы Горы в 1602 году, считающемся официальной датой основания современного села. По другим данным селение имело название уже в 1580 году. В первой половине XVII столетия у Змеёвых Гор обосновались приезжие рыбаки, к которым постепенно присоединялись беглые крепостные и вольные люди. В 1802 году в ходе судебных разбирательств с генералом Апраксиным за право владеть землёй жители Воскресенского ссылались на документы 1588–1589 годов, из чего можно сделать вывод, что часть первопоселенцев середины XVI столетия осталась жить в Воскресенском, и рыбацкий посёлок на рубеже XVI и XVII столетий появился при той самой первой деревне. Активное заселение Воскресенского велось с середины XVII века. К государственным крестьянам в этот период присоединились дворцовые крепостные (впоследствии удельные) из Рыбного и Юловой Мазы. Появление раскола в Воскресенском принято относить непосредственно ко времени реформы патриарха Никона 1650-х годов. При этом сложно достоверно сказать, были ли это прибывшие в числе первых в поволжскую глушь беглые старообрядцы, или же местное население, не принявшее реформу и перешедшее в раскол. В 1680-х и 1690-х годах при Змеёвых Горах существовали военные разъезды сторожевой линии, образованной для защиты от кочевников после основания Пензы. Статус монастырского села Змеёвы Горы, входившие на тот момент в Сызранский уезд, приобрели в 1699 году, когда селение и окрестные земли были отведены Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Тогда же, очевидно, появилось название Воскресенское. Весьма примечателен тот факт, что селение, которое принято считать колыбелью раскола и, в частности, поморского согласия в Саратовской губернии, было пожаловано именно Новоиерусалимскому монастырю, "детищу" патриарха Никона, основанному в 1656 году одновременно с поместным собором в Москве, на котором были преданы анафеме не принявшие реформу православные – будущие старообрядцы. До перехода в ведение монастыря в селении имелся основанный раскольниками Воскресенский скит (этот факт говорит в пользу распространённой версии, что название Воскресенское появилось до 1699 года и не связано с Воскресенским монастырём). Находился он на берегу Волги, на его месте в начале XVIII века была построена первая в селе православная церковь во имя Сергия Радонежского. Тогда же село получило название Сергиевское (Сергиевское-Воскресенское). В этот период велось активное переселение на Волгу крестьян из других монастырских вотчин из разных уездов. По преданию, в 1722 году на обратном пути из Каспийского (Персидского) похода в Воскресенском делал стоянку Пётр I. Народная молва утверждает, что императрица родила у Змеёвых гор дочь, после чего счастливый самодержец обещал жителям села свободу от помещиков. Действительно, Воскресенское ни до, ни после не было владельческим селом. Сведения о новорожденной, однако, проверить сложнее. Последняя из известных дочерей правящей четы Наталья родилась в Санкт-Петербурге в 1718 году. Возможно, родившийся в Воскресенском ребёнок в числе ряда других потомков Петра умер в младенчестве. Предание также упоминает ещё одну деталь: после удачных родов императрица Екатерина Алексеевна даровала сельскому храму образ Божией Матери "Всех скорбящих радость". Вместо этой церкви в 1740 году был выстроен новый, каменный храм Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя Сергия Радонежского, освященный в 1752 году. По второй ревизии 1740-х годов Воскресенское насчитывало 829 душ мужского пола и относилось к Симбирскому уезду. Помимо Воскресенского Новоиерусалимскому монастырю также принадлежали расположенные неподалёку Березняки. Со своих поволжских вотчин монастырь собирал оброчные деньги и рыбу. Для рыбного промысла в Воскресенском и Березняках монастырь держал приказчика, служащего и конюха. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II в 1764 году жители Воскресенского перешли в разряд экономических крестьян. 9 (20) августа 1774 года в Малыковке (Вольске), занятой небольшим отрядом пугачёвцев, вспыхнуло восстание, быстро перекинувшееся и на Воскресенское. Многие крестьяне пополнили мятежное войско и уже на следующий день отправились догонять главную армию Емельяна Пугачёва, двигавшуюся из Саратова на Камышин. На рубеже XVIII и XIX веков экономические крестьяне получили статус государственных, кроме того часть жителей Воскресенского принадлежала Удельному ведомству. В этот период многие семьи переселялись в Кадомку, Песчанку и другие окрестные селения, а также ниже по Волге (в частности, в Синенькие). Как и прежде, в селе был распространён раскол. В оврагах, пересекающих Воскресенское и расположенных за окраинами, в 1840-х годах было до сорока старообрядческих келий, где жили раскольники разных согласий. В канун отмены крепостного права в селе насчитывалось 660 дворов, 1960 мужчин и 2202 женщины. Имелись церковь, сельское училище, базар и переправа через Волгу в Николаевский уезд (содержалась местными обывателями). В 1880-х годах в Воскресенском насчитывалось бывших казённых крестьян: 2054 мужчины, 2152 женщины; удельных: 134 мужчины, 128 женщин; мещан: 50 мужчин, 58 женщин. Село тянулось на две версты в длину и полверсты в ширину. Улицы пересекались оврагами Большая Сестрёнка, Малая Сестрёнка, Сныт-овраг, Малиновый и Чумарин. Из уже упомянутых старообрядческих келий, размещавшихся в них, к описываемому периоду сохранились только четыре. Застроено Воскресенское было преимущественно деревянными домами с тесовыми крышами, большими и чистыми, имелись и двухэтажные здания, обложенные кирпичом и крытые железом. Центральная часть села была самой богатой, здесь располагались базар и церковь. По образу жизни населения, его занятиям, промышленной деятельности и уровню образования Воскресенское больше напоминало город, чем село. Еженедельный базар собирался по средам, торговали на нём красным и бакалейным товаром, овощами, солью, чаем, сахаром, железом, а также табаком (продавался плохо, так как местные раскольники не курили). Кроме того два раза в год собирались ярмарки: Вознесенская и Воздвиженская. Чернозёма в распоряжении крестьян было не более 500 десятин (с красной глиной в подпочве), остальные угодья составляли песчаные почвы, каменистые и суглинок (всё с камнем в подпочве). С 1881 года землю делили по наличным душам мужского пола, кроме того практиковалась общественная запашка. Хозяйство вели трёхпольное, без правильного севооборота. Сеяли яровую русскую пшеницу и белотурку, вдвое меньше рожь и совсем мало овёс и просо. Посевы ячменя, гороха, картофеля и подсолнечника были незначительные. Арендовать участки бедные воскресенские крестьяне почти полностью прекратили из-за высоких цен, а зажиточные жители к сельскому хозяйству в целом потеряли интерес и занимались больше рыболовством, торговлей и перепродажей леса. Лишь редкие домохозяева возделывали арендованные участки за Волгой у немецких колонистов, в казённых дачах и в экономии графини Шуваловой. Огородов отдельных в селе не было, под овощи (картофель, арбузы, дыни, тыкву, огурцы) отводили пар и яровое поле. Заливные луга находились при Кошелях, на покос воскресенские крестьяне выходили в конце августа. Лес находился в общем владении с Барановкой, Булгаковкой и Синодским. Строевой лес закупали в шиханской экономии, поделочный (в том числе на телеги и сани) – в казне. В селе жили и работали 63 судопромышленника, 83 рыболова, 11 торговцев хлебом, 10 бакалейщиков, 2 рыбных торговца, 3 торговца красным товаром и столько же лесом и смолой, 3 съёмщика садов, 38 плотников, 40 пильщиков, 6 столяров, 3 колесника, 11 печников, 34 сапожника, 17 пастухов, 33 мельника, 22 портных, 76 батраков и поденщиков местных и 15 отхожих. Всего в государственном обществе промыслами занимались 414 семей, в удельном – 35. Хлебная торговля была сосредоточена в руках крестьянина Зоркина, который также имел участок земли с усадьбой в Алентьевке, много собственных домов, амбаров и большой фруктовый сад. Важную роль играла крупная пароходная пристань на Волге. В 1884 году с неё было сплавлено лесопромышленниками Воскресенского, Синодского, Медяникова и Кадомки 18487 деревьев. Кроме того продолжал действовать частный перевоз через Волгу в Самарскую губернию, многие жители зарабатывали транспортировкой на судах хлеба, садовых плодов, леса, дров, рыбы и прочих товаров. По данным 1885 года в Воскресенском имелись оптовый винный склад, трактир, два питейных заведения, паровая мукомольная мельница, 34 ветряка, 10 амбаров для торговой ссыпки хлеба, две мучные лавки, пильное заведение, 9 плотничных, 4 столярных, два колёсных, 4 бондарных, 6 лесных пристаней, кирпичный завод, 3 кузницы, овчинная, кожевенное заведение, 14 сапожных мастерских, 9 портняжных, две мануфактурные лавки, одна с красным товаром, 11 мелочных лавок, вспомогательная и сберегательная касса, волостное правление Воскресенской волости Вольского уезда Саратовской губернии, временная камера мирового судьи 3-го участка, почтовое отделение, карантинный и приёмный пункты 3-го медицинского участка. Одноклассная мужская церковно-приходская школа в Воскресенском существовала с 1872 года. Изначально земская, в 1887 году она была передана в ведение духовенства и помещалась в отдельном доме, специально построенном на общественные средства. Одноклассная женская приходская школа была открыта в декабре 1879 года усердием местного священника А. Г. Моногенова и его жены О. И. Моногеновой, которая приняла на себя роль учительницы. Размещалась школа в здании церковной сторожки, разделённой капитальной стеной на два класса (старшее и младшее отделения). Содержало школу общество, ремонтом здания занималось приходское попечительство (учреждено в 1878 году). В 1890 году в числе первых в уезде в Воскресенском была открыта школьная слесарно-кузнечная и шорная мастерская. Рыбный промысел, процветавший ещё в эпоху освобождения крестьян, когда местные красноловы ловили осетров, белуг, севрюг и стерлядь крючками, чалками и сетками и снабжали рыбой всю губернию, к концу XIX столетия почти полностью сошёл на нет. Фруктовые сады имели практически все жители Воскресенского: в первую очередь вишнёвые, а также яблоневые. Православный приход, как и в других преимущественно старообрядческих сёлах губернии, был бедным и малочисленным. Для борьбы с расколом в Воскресенском имелась миссионерская библиотека. Среди раскольников наиболее крупными были секты беглопоповцев, поморцев, спасовцев и нетовцев. Спасовцы делились на леваков и перекрещенцев, при этом последние уклонились в раскол из православия и стали себя крестить. Часть этой общины праздновала Воскресный день вместе с православными, а остальные (примерно с 1878 года) – в среду каждой седмицы, за что их называли "средниками" или "средышами". Беглопоповцы собирались на молитву в доме зажиточной вдовы Зоркиной. Православный храм был невзрачным на вид, тесным, тёмным, холодным, с крайне ветхим деревянным верхним ярусом и отдельно стоящей невысокой колокольней. В 1894 году началась его капитальная реконструкция, инициатором которой стал председатель приходского попечительства и сельский староста М. С. Митрофанов. Проект нового здания подготовил выдающийся саратовский архитектор Ю. Н. Терликов. В ходе работ здание обрело три престольные апсиды: в левую перенесли старый алтарь Сергия Радонежского, а в правой обустроили новый придел во имя Николая Чудотворца. Стены храма надстроили, оштукатурили изнутри и снаружи и оборудовали окнами, новая четырёхъярусная колокольня в византийском стиле была пристроена к зданию церкви. Старые кирпичные полы убрали и залили асфальтом, для отопления помещений установили шесть печей, купола покрыли белым железом. Перестраивали храм поэтапно, не прекращая богослужений. 10 (22) декабря 1895 года при большом стечении народа (в том числе и раскольников) местный благочинный, к этому времени уже священник Покровской церкви Вольска А. Г. Моногенов в сослужении духовенства Воскресенского и окрестных сёл освятил левый придел Сергия Радонежского. В конце 1898 года реконструкция церкви была завершена. Всего было затрачено 55 тысяч рублей, собранных обществом. Усердием священника Вторина был приобретён за 4 тысячи рублей новый большой колокол весом 206 пудов, утвари было закуплено более чем на две тысячи рублей. 30 января (11 февраля) 1899 года священник А. В. Разсудов в сослужении местного духовенства освятил главный престол во имя Святой Живоначальной Троицы. Правый Никольский придел был освящён на следующий день. Причт храма составляли два священника, диакон и два псаломщика, проживавшие в церковных домах. В начале XX столетия в Воскресенском проживали до 6,5 тысяч человек. Работали школы, почта, синильни, 16 лавок, 32 ветряные мельницы, на пристани ежегодно грузили свыше 300 тысяч пудов грузов. По переписи 1910 года в обществе бывших государственных крестьян насчитывалось местных: 1275 дворов, 3346 мужчин, 3153 женщины; посторонних: 31 двор, 78 мужчин, 87 женщин. Надельной земли имелось 5282 десятины, арендованной – 1000. Половину посевов занимала пшеница, кроме того выращивали подсолнечник, рожь и в незначительных количествах просо и овёс. Рабочего скота держали 1275 голов, молочного – 1328, гулевого – 955, мелкого – 4931. Железных плугов в хозяйстве использовали 650, сеялок – 1, жнеек – 16, веялок – 350. В удельном обществе в 96 домохозяйствах проживали 205 мужчин и 226 женщин. Надельной земли было 220 десятин, арендованной – 175. Почти две трети полей засеивали пшеницей, остальное – подсолнечником и редко рожью и просом. Рабочего скота насчитывалось 45 особей, молочного – 63, гулевого – 24, мелкого – 70. Из усовершенствованных орудий крестьяне использовали 23 железных плуга и 6 веялок. В селе работали церковно-приходская, министерская и земская школы, больница, ветеринарный пункт. Базары собирались по средам, ярмарки – на Вознесение и 14 сентября. Помимо православной церкви в Воскресенском также имелись три старообрядческие моленные. Раскольников австрийского толка было 8 дворов, 22 мужчины, 30 женщин; поповцев: 92 двора, 157 мужчин, 178 женщин; беспоповцев: 205 дворов, 779 мужчин, 755 женщин. С волжской пристани ежегодно отпускали до 2,5 миллионов пудов хлеба. Помол осуществлялся на газогенераторной мельнице Товарищества братьев Фёдора и Семёна Триппель, а также на ветряках Я. И. Цепина, И. М. Паткина, И. С. Мазакова, П. Ф. Читалина, А. П. Читалиной, Е. И. Шаронова, А. М. Здоркина, И. И. Лепаева, О. Е. Тюкалина, В. А. Калининой, П. Ф. Косолапова, С. С. Терёхина, Я. Т. Телякова, И. Е. Масленникова, И. И. Мозанова (владел двумя мельницами в селе), М. С. Митрофанова, С. В. Здоркина, В. А. Алфимова, М. Е. Масленникова, П. С. Мозанова, Я. М. Кузьмина, Е. Т. Зимина, братьев Петра, Ивана и Василия Мозановых, Е. Ф. Косолапова, А. Г. Паткина, П. П. Мозанова. Кроме того имелась мельница на конном приводе, которой владел П. Е. Клочков. В годы Первой мировой войны было начато строительство ремесленного училища, законченное уже в послереволюционное время.

Дореволюционное Воскресенское

Источник: из коллекции автора
Дата: начало XX века

Советская власть в Воскресенском установилась не сразу. В богатом селе было достаточно противников нового порядка, для борьбы с которыми председателем Саратовского Губернского революционного комитета В. П. Антоновым-Саратовским был создан вооружённый винтовками отряд из бедноты и солдат во главе с Иваном Алексеевичем Шеиным, убитым воскресенскими кулаками 8 мая 1918 года во время контрреволюционного мятежа (могила Шеина, украшенная обелиском, долгое время находилась у старого кинотеатра, ныне она перенесена на кладбище). В конце августа и начале сентября Воскресенское находилось в руках белочехов и отрядов КОМУЧа. После их поражения в районе левобережных Левенки и Орловки красные перехватили инициативу и в правобережье и отбили Воскресенское, куда для дальнейшего наступления стянули два Саратовских и один Московский отряды, остатки Вольской группы и речную флотилию. Вновь гражданская война пришла в село в 1920 году. На фоне конфискации излишков хлеба и других продуктов провокаторы начали распускать слухи, что отбираться будут скоро и оставшиеся запасы. 2 ноября крестьяне заперли дома и вышли на общий протест. Коммунисты приостановили продразвёрстку и попытались успокоить толпу. Уже на следующий день конфискация продолжилась, в первую очередь среди зажиточного населения и торговцев. Протестовать на этот раз вышла ещё большая толпа, вооружённая вилами и прочим холодным оружием. Красноармейцы были вынуждены отступать и сделали более четырёхсот выстрелов в воздух, но мятеж продолжался, и очередные выстрелы были сделаны уже по толпе, в результате чего погибли два человека. Всего в восстании участвовали до 200 крестьян, преимущественно середняков. Зачинщики были арестованы, 7 ноября расследовать обстоятельства мятежа в село прибыл уполномоченный вольского политбюро. С наступлением мирного время началась реорганизация сельского хозяйства. В 1922–1924 годах были созданы артели "Путь Ленина" и "Землероб". Цементники вольского завода "Комсомолец" купили для Воскресенского трактор "Фордзон" и поехали через село показывать его крестьянам и агитировать к механизации. Жители в ответ закрывали окна "от нечистой силы" и страшили соседей рассказами, что "земля керосином провоняет, родить не станет". Тем не менее, коллективизация и механизация продолжались: в 1929 году был создан колхоз "Великий перелом" (на землях Воскресенского и Гостевки), в 1932 году начала работу Воскресенская МТС. Административно село в первые советские годы было центром Воскресенских сельсовета и волости. 8 сентября 1928 года Воскресенское стало районным центром в составе Нижне-Волжского края. В 1929 году открылась школа крестьянской молодежи, преобразованная через четыре года в семилетнюю. В начале 1932 года из колхоза "Великий перелом" выделили ещё два колхоза: имени 2-й пятилетки и имени 17-й партконференции. В 1933 году при МТС открылась ремонтная мастерская. Кроме того в тот период работали механическая мельница-крупорушка (бывшая братьев Триппель 1910 года постройки) и существовавший с 1913 года маслобойный завод имени 25 октября. Троицкая церковь была закрыта в ходе богоборческих кампаний и впоследствии разрушена. В годы Великой Отечественной войны несколько тысяч жителей Воскресенского района сражались за свободу советской Родины, более сотни бойцов из райцентра не вернулись с фронта домой. В 1953 году на базе старых колхозов был создан новый имени В. В. Докучаева. В 1960 году Воскресенский район был расформирован и разделён между Саратовским и Вольским районами, бывший районный центр стал центром Воскресенского сельсовета Саратовского района. 1 марта 1961 года колхоз был преобразован в совхоз "Воскресенский" (включал также земли Букатовки, Кошелей, Березняков и Подгорного). В 1970 году была построена электроподстанция. 20 октября 1980 года Воскресенский район был возрождён, появились средства на развитие инфраструктуры села. В 1980 году было построено новое здание почты, в 1983-м – детский сад, в 1984-м – газопровод. Асфальтированная дорога от Синодского была проложена в 1982 году. Кроме того в этот период сдали в эксплуатацию здания Райкома КПСС и Райисполкома. В 1985 году в Воскресенском насчитывалось 3112 жителей. С 1990 года при школе под девизом "Люби и знай свой край" действует краеведческий кружок "Родничок", положивший начало школьному музею.

Памятник Героям Советского Союза

Источник: из коллекции автора
Дата: 2010-е годы

В настоящее время Воскресенское является центром одноимённых района и муниципального образования, численность населения по данным переписи 2010 года составляет 2193 мужчины и 2625 женщин. Имеются отделение связи, электроподстанция, газораспределительная станция, АЗС, магазины, автовокзал, центральная районная больница, районный дом культуры (построен в 1994 году), детский дом-интернат, детская школа искусств, детский сад "Колосок", средняя общеобразовательная школа (построена в 1995 году). Музей воскресенской школы получил официальный статус и был открыт в праздничной обстановке после нескольких месяцев реорганизации 20 октября 2008 года. Фонд музея насчитывает около 300 экспонатов, в том числе экспозиции об истории села, жизни и быте его населения, образовании, участниках Великой Отечественной войны и современных конфликтов в горячих точках. Совхоз "Воскресенский" просуществовал до декабря 2001 года, после чего был реорганизован в АОЗТ. Сегодня основными предприятиями являются молочный завод, маслозавод, валяльный цех, ООО "Русская Керамика", сельскохозяйственные МП "Воскресенская МТБС" и ООО "Агросвет", крестьянско-фермерское хозяйство "Восход", ООО "Воскресенский элеватор". В селе базируются административные учреждения, редакция районной газеты "Наша Жизнь". С 1994 года вновь действует православная церковь.

Памятник погибшим в ВОВ односельчанам

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Детский дом-интернат

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011


Броневик возле дома культуры

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Памятник погибшим в локальных войнах

Источник: из коллекции автора
Дата: 2015 год


Достопримечательности
Главной архитектурной достопримечательностью Воскресенского является бывшая школа дореволюционной постройки . Свою изначальную функцию она продолжала выполнять и в советский период вплоть до появления в селе нового школьного здания в 1990-х годах. 28 января 2006 года в здании старой школы, долгое время простаивавшем в ожидании реконструкции, открылось государственное образовательное учреждение для детей-сирот. Средства на ремонт помещений и организацию интерната были выделены из федерального бюджета двумя годами ранее при содействии депутата Госдумы Вячеслава Володина.

Троицкий храм

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Другим ярким дореволюционным зданием является бывший двухэтажный особняк, в советский период администрация сельсовета, а ныне Троицкая церковь на Советской улице . Храм в этом здании был возрождён в 1994 году, престол во имя Саятой Живоначальной Троицы был освящён 28 июля того же года иерейским чином. В 2007 году в здании проводился ремонт, была заменена кровля, установлен купол. В 2010-х годах в рамках новой реконструкции здание было выкрашено в белый и тёмно-красный цвета, 22 мая 2020 года настоятель храма иерей Сергий Туйгин освятил новые крест и купол церкви. При Троицком храме действует воскресная школа, налажено сотрудничество с реабилитационным центром, больницей, детским домом, ведётся православная рубрика в районной газете.
Кроме того на улицах Воскресенского сегодня можно встретить ряд частных домов, построенных на рубеже XIX и XX веков. Наиболее примечательной постройкой советского периода является здание администрации , на котором сохранился барельеф герба РСФСР.
Памятники в Воскресенском установлены павшим в Великую Отечественную войну землякам (мемориал с обелиском на площади у дома культуры и скульптура воина-победителя ) и В. И. Ленину (у администрации , открыт в конце 1980-х, скульптор В. В. Степанов). 2 августа 2003 года в день ВДВ был также установлен бронетранспортёр в память о военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга . В 2010-х годах мемориальный комплекс на площади перед домом культуры продолжили дополнять новыми памятниками. 9 Мая 2015 года здесь был установлен мемориал Героям Советского Союза, уроженцам Воскресенского района . 15 июня 2017 года рядом с бронетранспортёром открыли памятник землякам, погибшим в Афганистане, на Северном Кавказе и в других локальных войнах . 28 мая 2018 года к 100-летию со дня образования пограничной службы страны был открыт типовой памятник "Пограничникам всех поколений" .

Памятник воину-победителю

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Памятник В. И. Ленину

Автор: И. Козловский
Дата: 24.04.2011

Памятник пограничникам

Источник: из коллекции автора
Дата: 2010-е годы


Известные личности
Наиболее известным уроженцем села является Василий Алексеевич Злобин, купец-старообрядец, меценат, строитель и благотворитель Вольска рубежа XVIII и XIX веков. Кроме того в Воскресенском родился Герой Советского Союза, участник Воронежско-Касторненского наступления, Курской битвы и освобождения Украины Михаил Иванович Читалин.

Дореволюционный особняк

Автор: Д. Жабкин
Дата: 26.07.2014

Филиал "Энергосбыт" в историческом здании

Автор: Д. Жабкин
Дата: 26.07.2014


Читать также
Змеёвы горы
Читалин М. И.


И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 11.08.2022)