Содержание
География
История
Достопримечательности

Памятник погибшим землякам

Автор: И. Козловский
Дата: 26.09.2013

Кистендей – село в Аркадакском районе.


География
Кистендей расположен в северной части района в километре от Аркадака и в километрах от Саратова. Координаты: . В селе действует одноимённая станция Юго-Восточной железной дороги (участок Балашов – Аркадак – Ртищево), с районным центром Кистендей связан асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом. На юго-востоке протекает река Кистендей, на северо-западе – её приток Батучка. Со всех сторон село окружено сельскохозяйственными полями, небольшими лесами и множеством оврагов.

История
Железнодорожная станция Кистендей Рязано-Уральской железной дороги была открыта в 1896 году и получила название по протекающей в этих местах одноимённой речке. Окрестности станции в то время были практически незаселёнными и покрытыми глухими лесами (ещё в середине XIX века здесь скрывался со своей шайкой разбойник Бакут, в честь которого близлежащее урочище до сих пор известно как Бакутов куст), и в пристанционный посёлок активно начали съезжаться люди разных сословий, в том числе крестьяне, купцы и промышленники. Первыми улицами были современные Кооперативная и Садовая. Уже в начале XX столетия со станции ежегодно отправлялось около 250 тысяч пудов грузов. В 1910 году в пристанционном посёлке, входившем в Голицынскую волость Сердобского уезда Саратовской губернии, на арендованной у частных владельцев земле проживали 81 мужчина и 87 женщин, всего 18 крестьянских и мещанских дворов. Также при станции находились три отрубных посёлка на арендованных у Крестьянского банка угодьях. Относились они к Андреевской волости Балашовского уезда и были населены крестьянами Андреевки, сердобскими мещанами и крестьянами-отрубщиками русского и немецкого происхождения, всего 41 двор, 130 мужчин и 139 женщин. В посёлке Кинтендей велась скупка крестьянского хлеба, подвозимого гужем из окрестных сёл и деревень (с большими трудностями из-за плохих дорог и многочисленных оврагов). Работали мукомольная мельница (производила до 450 тысяч пудов ржаной муки в год) и маслобойный завод (переработка подсолнечного семени, до 200 тысяч пудов в год) М. Я. Иванова, которому также принадлежали складские помещения при станции. Крестьянский банк при отрубных посёлках и станции выстроил торговые помещения и открыл базар.

Кистендейская средняя школа

Источник: www.kisten0.narod.ru
Дата: 2010-е годы

С приходом Советской власти по богатому посёлку прошла волна национализации и раскулачивания, в результате которой дом Павлова передали под дом быта, дом Иванова – под нардом, дом Кожевникова заняла амбулатория (позже почта), в доме Сенина с магазином на первом этаже разместились контора рабкопа и промтоварный склад, помещения мельницы Сенина (построена накануне революции и никогда не работала, так как поставка немецкого оборудования не состоялась) отдали партийным и административным органам. К 1923 году в Кистендее открылось отделение Усельсоюза, в 1925 году образовался первый колхоз "Красное знамя", в 1929-м началась масштабная коллективизация. В селе продолжала работать (с 1907 года) мельница Иванова, переданная в ведение Союзмуки, в 1933 году проложили ещё одну железнодорожную колею, ещё через два года начала работу кистендейская машинно-тракторная станция. 18 января 1935 года Постановлением ВЦИК в рамках создания новой районной сети в составе Саратовского края был образован Кистендейский район с центром в селе Кистендей. В том же году вышел первый номер районной газеты "Сталинский путь" (после разоблачения культа личности переименована в "Ленинское знамя"), в 1938 году открылась больница, в 1939-м – средняя школа, детский сад, кирпичный и молочный заводы, промкомбинат, инкубаторная станция, были расширены помещения заготзерна. В канун войны на станции Кистендей провели реконструкцию путей, выстроили новое депо, приобрели новые паровозы. Во время Сталинградской битвы поезда с боеприпасами и войсками шли через Кистендей непрерывным потоком, для оптимизации которого проложили пятый путь вдоль Садовой улицы, на котором разместили состав с военными мастерскими по ремонту винтовок и пулемётов. В самом селе работали Тульский эвакогоспиталь №1084 (с 1 марта по 1 декабря 1942 года) и госпиталь №1956 (с 15 января по 15 апреля 1943 года). Первый размещался в здании школы, о чём сегодня напоминает установленная на его фасаде в 2005 году мемориальная доска. Умерших в госпиталях и поездах раненых хоронили на сельском кладбище (братская могила сохранилась до наших дней и отмечена небольшим обелиском). Всего за годы войны Кистендейский район отправил на фронт 3426 человек, из которых 1729 не вернулись с полей сражений. В 1954–1957 годах Кистендейский район входил в состав Балашовской области, 30 сентября 1958 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР его упразднили и разделили между Ртищевским, Аркадакским и Турковским районами. Тогда же был образован совхоз "Кистендейский", который заново построил МТС, две лесопилки и электростанцию. По данным 1959 года в Кистендее, являвшемся центром одноимённого сельсовета, проживали 2025 человек. В последующие годы в селе были возведены кинотеатр, двухэтажная контора совхоза, баня, новый кирпичный завод и электрическая подстанция.
Сегодня Кистендей с 925 жителями является частью Краснознаменского сельского поселения. Работают элеватор, детский сад "Василёк" и средняя общеобразовательная школа, дом культуры, больница, столовая, магазины, АЗС, дом быта в здании бывшего волисполкома.

Мельница Иванова

Автор: И. Козловский
Дата: 26.09.2013

Мельница Сенина

Источник: из коллекции автора
Дата: 2010-е годы


Достопримечательности
Главными историко-архитектурными достопримечательностями Кистендея являются прекрасно сохранившиеся кирпичные мельницы Иванова и Сенина . Также в центре села у дома культуры установлена стела в честь земляков, погибших в боях Великой Отечественной войны , открытая 9 Мая 1975 года.

Старвый вокзал

Источник: из коллекции автора
Дата: середина XX века

Современный вокзал

Источник: из коллекции автора
Дата: 24.04.2012




И. Козловский, 2016 (последнее изменение: 09.05.2020)