Содержание
География
История
Легенды
Достопримечательности

Умёт – село в Аткарском районе.


Умёт располагается на обоих берегах речки Резцовки (приток Бакурки) у северной границы района в километрах к северу от Аткарска и в километрах к северо-западу от Саратова. Координаты: . С районным центром, где находится ближайшая крупная железнодорожная станция, село связано асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом. Центр Умёта расположен на возвышенности, со всех сторон село окружено сельскохозяйственными полями.

История
Русское казённое село Шлепин Умёт образовалось примерно в конце XVIII века близ дороги из Саратова в Москву, по которой перевозили эльтонскую соль. Как и следует из названия, изначально это был небольшой умёт (хутор, постоялый двор), хозяином которого был, предположительно, некто по имени или фамилии Шлеп (вероятнее всего, татарин или мордвин). Современная восточная окраина села – это бывшая владельческая деревня Юрловка, появившаяся, очевидно, примерно в то же время. Оба населённых пункта располагались по левую сторону почтового тракта из Петровска в Сердобск, по данным 1859 года в Умёте насчитывалось 89 дворов, 316 мужчин и 298 женщин, в Юрловке – 30 дворов, 104 мужчины и 95 женщин. В 1883 году в Умёте тщанием прихожан построили тёплую деревянную церковь с колокольней. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятил местный благочинный 7 (19) октября 1884 года, приделы освятили позже: правый во имя Архангела Михаила – 15 (27) октября 1895 года, левый в честь иконы Казанской Божией Матери – 19 сентября (2 октября) 1904 года. К приходу были приписаны Юрловка, Малый Умёт, Давыдовка, Софьино и Палатовка, в штат причта входили священник и псаломщик, дома для которых были церковные. В конце 1880-х годов рядом с церковной сторожкой было построено новое здание приходской школы, которое в 1890 году крестьяне передали в ведение Петровского земства. Административно Шлепин Умёт и Юрловка относились к Жуковской волости Петровского уезда Саратовской губернии. Крестьян Умёта объединяло одно сельское общество, в Юрловке также было одно общество бывших крепостных помещика Хардина. По переписи 1910 года в Умёте насчитывалось 217 дворов, 495 мужчин и 590 женщин, имелись церковь и земская школа. Надельной земли было 1139 десятин, арендованной – 295. Сеяли в основном рожь и овёс, а также просо. Рабочего скота держали 187 голов, молочного – 175, гулевого – 252, мелкого – 1018. Железных плугов в хозяйстве применяли 93, также имелись три жнейки, две молотилки и 27 веялок. В Юрловке в 38 домохозяйствах проживали 87 мужчин и 104 женщины, имевшие 99 десятин надельной земли и 194 арендованной. Большая часть посевов отводилась под рожь, в меньших количествах выращивали овёс и просо. Рабочего скота насчитывалось 30 особей, молочного – 35, гулевого – 59, мелкого – 191. Железных плугов имелось 15, веялок – три. При деревне в период столыпинских реформ в начале XX века образовался украинский посёлок на землях, купленных у Крестьянского Поземельного Банка. В том же 1910 году в нём насчитывалось шесть дворов, 29 мужчин и 17 женщин (все из Кобелякского уезда Полтавской губернии и Уманского уезда Киевской губернии).
При Советской власти Юрловка вошла в состав Умёта, который стал центром Умётского сельсовета и при образовании Саратовского округа Нижне-Волжского края был включён в Аткарский район. Покровская церковь в богоборческие 1930-е годы была закрыта и впоследствии разрушена. Великая Отечественная война унесла жизни 219 жителей села. Во второй половине XX века в Умёте размещалась центральная усадьба колхоза имени Кирова. В 1970-х годах был построен дом культуры, в 1987 году открылась новая типовая двухэтажная школа.
Сегодня Умёт с примерно 400 жителями входит в Большеекатерининское муниципальное образование. Работают средняя общеобразовательная школа с детским садом, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, магазины. Главным предприятием является СПК "Умётский".

Легенды
В дореволюционные времена среди жителей Умёта ходили две легенды, связанные с мифическими персонажами. Одна из них была о двух местных домовых, которые однажды поссорились на крыше дома, подрались и начали кидаться друг в друга камнями. Шедший мимо парень подивился драке и бросил в домовых камень, сбив одного из них с крыши на землю. Обиженный домовой поклялся убить парня, который действительно вскоре после этого случая утонул. Жители села были уверены, что его схватил за ногу и утянул на дно именно разозлённый домовой. Помимо него в реке также видели и шишигу – мифический злой дух женского пола в славянской мифологии. Встретившиеся с ней мужики рассказывали, что якобы вышла она из воды и расчёсывала свои волосы гребнем (примечательно, что шишигу, согласно повериям, отличали именно непричёсанные, неопрятные волосы). Но стоило мужикам её окликнуть, как она, оглянувшись, прыгнула в воду и исчезла.

Достопримечательности
В центре села установлен памятник землякам, погибшим в боях Великой Отечественной войны .


И. Козловский, 2015 (последнее изменение: 15.12.2016)