Содержание
География
История
Легенды
Достопримечательности

Дьяковка – село в Краснокутском районе.


География
Село располагается на реке Еруслан в южной части района недалеко от границы с Волгоградской областью. Расстояние до Саратова – километров, до Красного Кута – километров. Координаты: . Из райцентра в Дьяковку ведёт асфальтированная дорога, по которой в село ходит рейсовый автобус. От ближайших железнодорожных станций Лепёхинская и Усатовский на востоке Дьяковку отделяют чуть более десятка километров. В окрестностях села на 17 тысячах гектаров раскинулся памятник природы Дьяковский лес.

История
Русское село Березняки (Березники), позже Дьяковка, было основано в 1750-х годах крестьянами, по каким-то причинам не прижившимися в образовавшейся несколькими годами ранее Покровской слободе. Активное заселение Березняков переселенцами из центральных регионов страны началось после манифеста Екатерины II от 1763 года, приглашавшего иностранцев и беглых старообрядцев селиться в заволжских степях. По бытующему в селе преданию, местные жители отличались трудолюбием, и каждая новая семья была обязана за день выстроить первое жилище с печью, чтобы остаться на поселение. Примерно в 1800–1810 годах закрепилось название Дьяковка, что связано с распространённой среди населения фамилией Дьяков. В процессе заселения также появились весьма интересные названия отдельных частей села, о которых сохранились местные легенды. Анапа возникла вокруг дома, где когда-то обособленно поселился дед Анап. Чибирёвка (Чигирёвка) у берега Еруслана получила имя от чигиря, установленного на реке для полива огородов. Ещё один занятный факт обусловил появление топонима Заголяевка: работавшие здесь селянки имели привычку прятать свои натруженные руки под задранный, "заголённый" фартук, носившийся поверх юбок. Самая высокая часть села называется Верхнёвкой, за ней находится Лысый бугор, где по легендам в прошлом жила банда разбойников. Другие возвышенности также имеют названия: Большой бугор, Верблюжья шишка, Разрытая шишка. Свои имена давались отдельным частям леса и основывавшимся там хуторам. Первоначальное же название Березняки связано с большим количеством берёз в окрестных лесах. Православный молитвенный дом во имя Николая Чудотворца имелся в селе уже в 1758 году, в 1823 году вместо него велось строительство новой каменной церкви, завершённое через год. Дьяковские земли и крестьяне были казёнными, на момент отмены крепостного права в селе насчитывалось 362 двора, 1070 мужчин и 1053 женщины. Через Дьяковку проходила военная дорога от границы Астраханской губернии к Николаевскому тракту. Ежегодная Успенская ярмарка проходила с 15-го по 18 августа, по данным 1853 года на неё было привезено товаров на 3237 рублей и продано на 1789. В конце 1860-х годов обществом было построено просторное здание для земской школы. В 1880-х годах Дьяковка административно относилась к Салтовской волости Новоузенского уезда Самарской губернии. Местного населения насчитывалось 778 дворов, 2217 мужчин, 2261 женщина, среди которых грамотными были 395 мужчин и 22 женщины, в школу ходили 150 мальчиков и 18 девочек. Лошадей держали 2286, волов – 1347, коров – 1000, телят – 868, овец – 2154, коз – 49, свиней – 628. В обществе посторонних крестьян Новоузенского уезда было 16 дворов, 52 мужчины, 39 женщин (9 грамотных мужчин и одна женщина, в школе учились один мальчик и одна девочка). Лошадей имелось 13 голов, коров – 11, телят – 7, овец – 15, коз – 1. В обществе посторонних крестьян других уездов и губерний насчитывалось 159 домохозяйств, 332 мужчины и 334 женщины. Грамоту знали 68 мужчин и 24 женщины, в школе учились 12 мальчиков и 6 девочек. Лошадей держали 48, волов – 29, коров – 50, телят – 15, овец – 19, коз – 2, свиней – 19. Среди жилых построек 505 были из дерева, 244 – из сырцового кирпича, 1 – из камня. В последних двух обществах было много бездомных, нанимавшихся батраками в другие дьяковские хозяйства. Удобной земли при селе имелось 15814,4 десятины, неудобной – 12277,4 (серый степной чернозём, супесчаные почвы, супесок, солонцы). Выращивали крестьяне пшеницу, в пять раз меньше рожь и редко другие зерновые. Железных плугов использовали 363 единицы, веялок – 29. Садов имелось 167, торгово-промышленных заведений – 38. 1 (13) ноября 1891 года начала работу смешанная церковно-приходская школа, разместившаяся в общественном доме. Земская школа в то время занимала двухэтажное здание. В 1898 году открылась мужская второклассная церковно-приходская школа, для которой в том же году было выстроено на средства Синода и общества деревянное, обложенное кирпичом собственное здание, в котором также разместились одноклассная приходская школа, библиотека и домовая церковь, освящённая во имя Александра Невского Епископом Самарским и Ставропольским Гурием 27 августа (8 сентября) 1898 года. На рубеже XIX и XX веков в селе уже насчитывалось около пяти тысяч жителей. Работали 11 лавок, три ярмарки и базары. На летние полевые работы в Дьяковку каждый год стягивалось большое количество приезжих рабочих, в первую очередь из Саратова, которые нанимались на местных базарах. Для их размещения имелись бараки и сезонные учреждения. Так, например, летом 1899 года "с целью оказания медицинской и продовольственной помощи пришлым сельскохозяйственным рабочим" работал врачебно-продовольственный пункт, летом 1900 года – врачебно-продовольственный пункт Российского общества Красного Креста и летние ясли-приют. При сельском управлении в этот период открылась библиотека, насчитывавшая к 1902 году 830 томов печатных изданий. Школ в селе насчитывалось пять: второклассная приходская мужская, образцовая в том же здании (бывшая одноклассная), старая мужская земская, открытая в 1897 году женская земская и открытая в 1900 году одноклассная церковно-приходская, занимавшая собственный деревянный дом, купленный обществом. В 1906 году на средства церкви и приходского попечительства был выстроен второй корпус мужской школы, часть помещений которого заняла сторожка. В Первую русскую революцию дьяковские крестьяне поддержали антиправительственное движение. Не последнюю роль в этом сыграли агитаторы Саратовского Комитета партии Эсеров, организовавшие в 1905 году местное крестьянское "братство", которое, однако, было быстро раскрыто властями. На большом сельском сходе 22 мая (4 июня) 1906 года жители Дьяковки выразили недоверие царскому правительству, потребовали отставку министров и поддержали Государственную Думу. До беспорядков и погромов, однако, дело не дошло. При прокладке в 1907 году железнодорожной ветки из Красного Кута на Астрахань дьяковские крестьяне отказались выделать землю под строительство, и дорога в итоге прошла восточнее через Лепёхинку. В 1910 году в Дьяковке, ставшей волостным центром, проживали 3756 мужчин и 3888 женщин, всего 975 домохозяйств. Ежегодно проводились три ярмарки (Никольская 6–8 мая, Успенская 12–14 августа, Казанская 17 октября), базары организовывались по понедельникам. Действовали приёмный покой, помимо которого в селе работали врач, фельдшер, акушерка и ветеринар, два кирпичных завода, 23 ветряных, водяная и три паровых мельницы, одна из которых принадлежала И. Д. Максюкову. Также имелись свои урядник, пристав, помощник лесничего, почтовая контора, военно-конский и земский участки. Усадебной земли у крестьян имелось 552,6 десятин, пахотной – 14623,6, выгона – 2683, сенокоса – 482,5, леса – 1075,1, неудобных угодий – 8612,2. Сеяли рожь, реже пшеницу и совсем мало прочие хлеба. В хозяйстве использовали 500 однолемешных плугов и столько же двухлемешных, 300 лобогреек, три конные и три паровые молотилки. Лошадей держали 2337 голов, волов – 924, верблюдов – 710, коров – 1686, телят – 747, овец – 2320, свиней – 400. Основными рынками сбыта сельхозпродукции служили Ровное и Красный Кут. В мае 1913 года было учреждено Дьяковское общество потребителей. Маслобойка на конной тяге, принадлежавшая крестьянину А. Д. Хлопотину с сыном, в 1916 году была расширена за счёт машинного отделения из саманного кирпича и нового нефтяного двигателя. Летом того же года в Дьяковке на фоне вызванной Первой мировой войной разрухи и дороговизны произошёл бунт, в ходе которого толпа крестьян разгромила местные магазины.
Советская власть в Дьяковке окончательно утвердилась летом 1918 года. Тогда же образовался сельсовет, первый председатель которого П. К. Шубин был зверски убит в гражданскую войну вместе с другими местными коммунистами при захвате Дьяковки белыми и зелёными. Основные события развернулись весной 1921 года. В марте Дьяковка находилась в руках повстанческой армии Пятакова, насчитывавшей 1000 пеших бойцов и 100 конных. Пятаковцы занимались расправой над местными активистами, грабежами населения и налётами на железнодорожное полотно и линии связи. Штаб зелёных и сборный пункт находились в Дьяковке, откуда координировалась мобилизация граждан от 17 до 35 лет и велось наступление на Савинку и планировался захват Красного Кута. 31 марта 1921 года в местечке Глухие Копоня зелёные организовали массовый расстрел дьяковских коммунистов. С наступлением мирного времени после образования АССР Немцев Поволжья Дьяковка и одноимённый сельсовет вошли в состав Красно-Кутского кантона. В 1926 году в селе насчитывалось 1088 дворов, 2271 мужчина и 2433 женщины (среди них русских: 1064 двора, 2214 мужчин, 2383 женщины; немцев: 18 дворов, 44 мужчины, 36 женщин). С началом коллективизации дьяковские хозяйства объединились в два колхоза: имени Чапаева и имени Карла Маркса. Чуть позже образовались ещё четыре колхоза: имени Ленина, "Заветы Ильича", "Красное знамя", "Северный полюс". Кроме того в этот период работала механическая мукомольная мельница. Из почти пятисот ушедших на фронт Великой Отечественной войны дьяковцев 185 не вернулись обратно. В послевоенные годы в Дьяковке работала больница, в период кампаний по укрупнению хозяйств все местные колхозы объединились в совхоз "Таловский", переименованный в 1960-х годах в "Родину" и славившийся своим овцеводством. Помимо совхоза в Дьяковке работали швейная мастерская, комбинат бытового обслуживания (создан на базе артели имени Тельмана), пекарня и крупный лесхоз, объединявший пять окрестных лесничеств. При лесхозе имелся яблоневый сад, высаживались бахчевые, функционировал цех ширпотреба (веники, мётлы, корзины). Сельская школа в 1969 году въехала в новое просторное трёхэтажное здание. Административно Дьяковка входила в Комсомольский и, позже, Краснокутский район и являлась центром Дьяковского сельсовета.
В настоящее время Дьяковка с 591 мужчиной и 709 женщинами (данные 2010 года) является крупнейшим селом в районе, центром одноимённого муниципального образования. Благодаря своим достопримечательностям, живописной природе и общей ухоженности село представляет большой туристический интерес. Дьяковка располагает развитой инфраструктурой, в которую входят средняя образовательная школа с музеем и детский сад, дом культуры, библиотека, почта, больница и две аптеки, магазины. Восстановлена и вновь открыта церковь, продолжает работу лесхоз, на базе распавшегося совхоза создан целый ряд фермерских хозяйств, крупнейшим из которых является СХПК "Дьяковский". Также в селе базируется вольерное хозяйство института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова, где выращиваются молодые особи дрофы для восстановления её популяции.

Легенды
Помимо уже упомянутых выше преданий, связанных с названиями разных частей села, сохранились также сведения о загадочном кладе, записанные со слов местного священника в 1879 году. Батюшка рассказывал, что местные жители "богато нашли в большом мару". Рыли клад ночами по пять человек и видели "страсти", в том числе выходивший из сырой земли "холодный огонь". На третью ночь докопали до каменного круглого подвала с железной дверью, за которой стоял каменный стол. Лежала на столе шёлковая уздечка с конской головой, а на полу в стороне – человеческие кости под парчовым покрывалом и чаша из червонного золота на манер святой купели, которую впоследствии, согласно рассказам дьяковских крестьян, сдали в Саратове в Государственный банк.
Помимо полумифических кладов, следы которых теряются в народных сказаниях, в Дьяковке были сделаны также две официальные находки, переданные в музей Саратовской Учёной Архивной Комиссии Л. В. Зинченко и являющиеся косвенным подтверждением времени образования села и, возможно, его татарского прошлого. Речь идёт о двух медных монетах, отчеканенных в правление Екатерины II (примерно 1760-е годы) и одной серебряной монете золотоордынского хана Джанибека 1344 года (745-й по мусульманскому календарю).

Достопримечательности
Каменная однопрестольная церковь во имя Николая Чудотворца была построена на берегу Еруслана в 1824 году тщанием местного крестьянина-однодворца Ивана Ивановича Дьякова. Небольшой храм без колокольни имел один холодный престол, в середине XIX века в нём служили священник, дьячок и пономарь, проживавшие в собственных деревянных домах на казённой земле. Небольшой храм вскоре стал слишком тесным для многочисленного прихода, и в 1858 году был утверждён проект пристройки к нему трапезной и колокольни. Реконструкция, проведённая на средства прихожан, была завершена торжественным переосвящением престола в октябре 1863 года. Обновлённый храм вмещал до 1500 богомольцев и имел отопление, каменную ограду и деревянную сторожку. В штат причта входили два священника, дьякон и два псаломщика, для которых имелись деревянные дома на церковной земле, построенные в разные годы дьяковскими прихожанами. С 1936 года здание закрытого храма начали использовать не по назначению, новые хозяева разобрали купол и колокольню. В начале Великой Отечественной войны в бывшей церкви размещался 4-й батальон 18-й воздушно-десантной бригады, после чего помещения были переданы дому культуры. В 1960-е годы здание было расширено за счёт пристройки, которую заняло фойе для проведения вечеров отдыха. Одновременно были заложены окна для оборудования кинозала. В 1991 году состоялось возрождение православной общины верующих в Дьяковке, а 7 февраля 1992 года старый храм был возвращён церкви. 6 апреля престол был освящён иерейским чином, началось восстановление исторического облика здания, большую роль в котором сыграл многолетний настоятель дьяковской церкви Димитрий Шевченко. При этом дом культуры продолжал работу в пристройке до 2002 года. В 2005 году церковь вошла в федеральную программу "Культура России", благодаря чему реконструкция пошла быстрым темпом: за четыре года заново выстроили колокольню, освятили купол и крест, обустроили солею, отделали фасад. 2 июля 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин Великого освящения храма.
Другие две достопримечательности села увековечивают события советского времени. На братской могиле, в которой похоронены более 30 большевиков, большинство из которых были убиты во время волнений 1921 года, установлен небольшой памятник . Другой обелиск украшает территорию перед дьяковской администрацией и славит подвиг односельчан, отдавших жизнь в боях против немецких захватчиков 1941–1945 годов .


И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 19.06.2020)