Усть-Курдюм – село в Гагаринском районе.
География
Село находится на восточной границе района у впадения Курдюма в Волгу в
километрах от Саратова. Координаты: . С областным центром
Усть-Курдюм связан асфальтированной дорогой и рейсовым автобусом. Ближайшие железнодорожные станции –
Расловка 1-я и Зоринский.
История
Окрестности современного Усть-Курдюма были освоены людьми уже в первом тысячелетии нашей эры. Это доказывают найденные археологами следы пребывания в этих местах болгар и хазар.
Русская деревня Усть-Курдюм образовалась при впадении речки Курдюм в Волгу примерно в последней четверти
XVIII века. Основана она была в числе многих других мелкопоместных деревень, возникших вокруг Саратова в этот период. Берег устьевого залива Курдюма известен был с
1670-х годов как Стенькин городок (городище, тырлище) – согласно преданию, здесь находилась стоянка Степана Разина. Её вал и рвы ещё в начале
XX века были различимы на юге
Усть-Курдюма. Достоверных доказательств пребывания в этих местах самого атамана не существует, однако точно известно, что городище впоследствии облюбовали разбойники, остававшиеся здесь до начала
XIX столетия – следы их землянок были видны и знакомы местным жителям и многие десятилетия спустя. Сам
Усть-Курдюм в начале
XIX века был крошечной деревенькой в пару дворов. По переписи
1859 года здесь насчитывалось уже
82 домохозяйства, 261 мужчина и
273 женщины, имелась мельница. Крестьяне принадлежали государству и платили оброк в казну. Современная северная окраина
Усть-Курдюма – это бывшая деревня Бажановка (Еремеевка), которая тогда ещё была небольшим владельческим хутором с мельницей,
8 дворами, 31 жителем мужского пола и
30 женского. К западу от обеих деревень пролегал Казанский почтовый тракт. После отмены крепостного права в Бажановке образовалось одно общество бывших крестьян помещика Честницкого,
Усть-Курдюм разделился на два общества – бывших государственных крестьян и бывших помещицы Ступиной, от которой они ранее также перешли в казну. Некоторое время эти два общества считались двумя отдельными деревнями, называвшимися
Усть-Курдюм 2-й (центр современного села) и
Усть-Курдюм 1-й (маленькая деревенька южнее Бажановки) соответственно. Все три деревни входили в Пристанскую волость Саратовского уезда. По данным
1911 года в обоих
Усть-Курдюмах насчитывалось
167 дворов, 492 мужчины и
461 женщина, имелись открытая в
1890 году земская школа и ветеринарный пункт, находившиеся в
2-м Усть-Курдюме. Надельной земли у крестьян было
1111 десятин, арендованной – 229. Половина угодий засеивалась пшеницей, также выращивался подсолнечник и в малых количествах рожь и овёс. Рабочего скота крестьяне держали
278 голов, молочного – 217, гулевого – 156, мелкого – 1334. Железных плугов
имелось 67, веялок – 28, жнеек – 8. В Бажановке в
19 домохозяйствах проживали
63 мужчины и
57 женщин. Надельной земли считалось
39 десятин, арендованной – 146. Сеяли бажановские крестьяне, как и в
Усть-Курдюме, преимущественно пшеницу и подсолнечник, также небольшая часть полей отводилась под овёс. Лошадей в деревне
насчитывалось 45, коров – 44, жеребят, телят и
бугаев – 19, овец и
свиней – 219. В хозяйстве использовали девять железных плугов, две жнейки и десять веялок. Молиться крестьяне
Усть-Курдюма и Бажановки ездили в Преображенскую церковь Пристанного, к приходу которой деревни были приписаны.
При Советской власти Усть-Курдюм стал центром сельсовета. Бажановский сельсовет был довольно быстро упразднён и присоединён к
Усть-Курдюмскому, как и сама деревня впоследствии. С началом коллективизации в
Усть-Курдюме был создан совхоз "Сигнал революции".
В 1935 году в нескольких раздельно стоящих и малоприспособленных для обучения зданиях открылась новая школа.
В 1942 году работники совхоза участвовали в сборе средств на самолёты для армии и были удостоены красного знамени за перевыполнение нормы по сборке урожая. В феврале
1954 года Усть-Курдюм и базировавшуюся в нём центральную ферму колхоза имени Фрунзе навестил
Н. С. Хрущёв. Оставшийся довольным визитом генсек откликнулся на просьбу жителей выделить средства (полмиллиона рублей) на строительство школы, которая уже
1956 году приняла первых учеников. Рассчитано новое здание было на
280 учащихся, при нём также имелся интернат на
80 мест для детей из Пристанного, Сабуровки, Долгого Буерака, Дубков и Шараповки.
Усть-Курдюмская школа одной из первых в стране подхватила инициативу создания школьных полеводческих бригад. Старшеклассники каждое лето жили в палаточном лагере в лесу, работали на полях колхоза. В рамках профессионального обучения в школе готовили трактористов, мастеров машинного доения, растениеводов, было налажено сотрудничество с саратовским научным институтом
Юго-Восток по селекции зерновых культур. Вместе со строительством школы были заложены также школьный сад и
овощно-растениеводческий участок.
В 1966 году на базе школы проходил всесоюзный слёт юннатов, в
1970-х годах учащиеся регулярно участвовали в ВДНХ в Москве, где награждались дипломами и грамотами. В этот период в селе проживали
866 человек, работала одна из ведущих в регионе
молочно-товарных ферм.
В 1990-е годы на базе колхоза было создано крупное фермерское хозяйство "Аграрник". В 1997 году в селе жили
1334 человека. В настоящее время
Усть-Курдюм с
1676 жителями входит в Гагаринский район города Саратова (до
2021 года село было центром одноимённого муниципального образования).
Усть-Курдюм является одним из немногих в области растущих и развивающихся сельских населённых пунктов. Во многом это связано с переездом сюда чиновников, что влечёт за собой не только строительство дорогих загородных особняков и вилл, но и создание соответствующего уровня инфраструктуры. Немалую роль также играют и близость к областному центру и красота волжской природы – на берегу Волги в
Усть-Курдюме расположены пляжи,
яхт-клуб и целый ряд турбаз и пансионатов ("Скала", "Ласточка", "Заря", "Восход", "Энергия", "Булат"). В самом селе работают православная церковь и мечеть, детский сад "Теремок" и средняя общеобразовательная школа, отделения почты и Сбербанка, дом культуры, участковая больница, несколько строительных фирм и магазинов (в том числе крупный сетевой "Милослав"). С начала
1990-х годов в начале лета в
Усть-Курдюме (на северной окраине села у берега Волги) проводится ежегодный тюркский праздник плуга и дружбы "Сабантуй", знаменующий окончание полевых работ (первый "Сабантуй" в
1989 году прошёл на саратовском ипподроме). Это мероприятие помимо большого количества зрителей регурярно посещают члены правительства области, представители районов и гости из Башкортостана и Татарстана. Несмотря на кажущиеся благополучие и благоустроенность, в селе имеет место столкновение интересов местных жителей и владельцев дорогих коттеджей. Так,
24 августа 2013 года в
Усть-Курдюме проходил массовый сход жителей, протестовавших против самовольной застройки берега Волги и перекрытия доступа к нему. Другими проблемами, вызывающими в последние годы открытый протест
усть-курдюмцев, являются игнорируемый властями вопрос о ремонте больницы и нехватка питьевой воды (отсутствие своей насосной станции).
Легенды
В селе в прошлом бытовали легенды, связанные со Стенькиным городком, его тайнами и сокровищами. В начале XX века членами СУАК
А. А. Кротковым и
П. Н. Шишкиным был записан рассказ бывшего сельского писаря
С. А. Гришина, который утверждал, что в Сплавном овраге при городке Степан Разин затопил косоушку (большая парусная лодка) с золотом. Овраг этот во времена разинского восстания был большим и глубоким, но к
XX столетию обмелел и заилился. В
Усть-Курдюме также верили, что сокровища скрыты и во рве Стенькина городка, а один из крестьян нашёл там некое подобие погреба или пещеры, крикнув в которое ужаснулся от прокатившегося на полверсты по полям страшного гула. После этот крестьянин, охранявший пашни, использовал сей чудной погреб, чтобы отпугивать ребятню, воровавшую горох. А клад бунтовщиков, сколько ни копали, найти никому не удавалось.
Согласно другому поверию, рассказанному всё тем же Гришиным, в начале XIX столетия Стенькин городок облюбовали разбойники. С жителей
Усть-Курдюма они брали подати хлебом и арбузами, а уходя рассказали малолетней Жене Маченцовой в благодарность за прокорм о месте нахождения клада. Зарыт был бочонок с золотом в овраге (Сплавном или Мерном) в
30 шагах в сторону полуденного солнца от раскидистой ветлы (белой ивы). Девочка побоялась его разыскать и вспомнила о кладе уже взрослой, но к тому времени овраг повырубили, и ветлы там уже не было. С тех пор она многократно и безуспешно пыталась найти его наугад, и однажды, нарывая в овраге малины, обнаружила тот самый бочонок с золотом, о котором говорили разбойники. Чтобы о кладе не узнали ребятишки, собиравшие с ней малину, она оставила его и вернулась на следующий день одна – лишь для того, чтобы обнаружить его исчезновение. После этого Маченцова неоднократно пыталась снова его найти, но тщетно. На тот момент, когда Кротков и Шишкин записывали этот рассказ, она в селе отсутствовала, и пообщаться с незадачливой долгожительницей учёным не удалось.
Эти легенды во многом перекликаются с преданиями, распространёнными в других местах, связанных с именем Стеньки Разина и в целом с лагерями разбойников, которым неизменно приписывают оставленные после себя окутанные тайной и мистикой сокровища. За две исследовательские поездки Кроткову и Шишкину не удалось найти в историческом слое Стенькина городка никаких предметов, доказывающих существование здесь в прошлом крупного лагеря бунтовщиков, и тем более зарытых в земле кладов.
Достопримечательности
В центре Усть-Курдюма на площади перед домом культуры установлен скульптурный памятник в честь односельчан, погибших в боях Великой Отечественной
войны .
При въезде в село со стороны трассы находится парк первой
учительницы . Его открытие состоялось
17 сентября 2001 года на месте старого пустыря, на котором благоустроили аллею, высадили около
1000 деревьев, соорудили фонтан и оформили территорию в греческом стиле с колоннами и арками. Проект был безвозмездно разработан архитектором районной администрации, над созданием парка трудились сотрудники районного управления культуры, образования, учителя, работники социальной сферы, учащиеся. Главным элементом парка является стена с мемориальными досками в честь заслуженных учителей области и отдельная Народному учителю СССР
В. А. Александровой. Вдоль центральной аллеи впоследствии выставили хорошо известные старшему поколению саратовцев бюсты писателей из парка Липки, демонтированные в начале
1990-х годов с началом его реорганизации.
Центральную площадь села украшает новый православный
Вознесенско-Пантелеимоновский храм . Исторически в
Усть-Курдюме церкви не было.
В 1999 году община верующих выкупила у сельской больницы небольшое помещение для обустройства моленной во имя великомученика и целителя Пантелеимона, где начали служить молебны, панихиды, читать акафисты. Строительство полноценного церковного здания началось в
2007 году. Уже через два года было завершено обустройство нижнего Пантелеимоновского храма, и по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина в нём начала совершаться Божественная литургия.
9 июля 2010 года Епископ совершил чин освящения колоколов звонницы храма, а
13 ноября – крестов и купола.
В 2011 году были окончены внешняя отделка и кровля, в
2012 году завершились работы по росписи нижнего храма и был установлен иконостас. В настоящее время ведутся работы по обустройству верхнего храма в честь Вознесения Господня. При церкви действует воскресная школа для взрослых.
На севере Усть-Курдюма находится мечеть "Амина" , являющаяся, несомненно, одной из красивейших в области. Массивное здание с высоким многоярусным минаретом было построено в начале
2000-х годов. С 29 декабря 2011 года по
10 января 2012 года при мечети работал первый в Саратовской области детский коранический лагерь.
И. Козловский, 2014 (последнее изменение: 03.01.2023)