Саратовский железнодорожный мост – соединяющая Саратов и Энгельс переправа через Волгу, единственное подобное сооружение в области.
География
Мост связывает правый и левый берега Волги от посёлка Увек на юге Саратова до посёлка городского типа Приволжский Энгельсского района .
Железнодорожный мост
Автор: И. Козловский
Дата: 19.04.2012
Строительство моста
Источник: из коллекции автора
Дата: 1930-е годы
История
В дореволюционные годы саратовская ветка
Рязанско-Уральской железной дороги заканчивалась у берега Волги между сёлами Береговой и Церковный Увек Саратовского уезда. От этого места с
1896 года существовала паромная переправа на левый берег, откуда поезда продолжали движение на восток и на юг. В перевозившую составы флотилию, принадлежавшую РУЖД, в том числе входил ледокол. Вопрос о строительстве моста впервые поднимался в
1892 году, однако в царской России этим замыслам не суждено было осуществиться. Первый проект моста был утверждён после Февральской революции временным правительством
25 марта 1917 года. Он предполагал строительство двухуровневого
автомобильно-железнодорожного моста в центре города, однако этот вариант уже летом того же года был признан нерентабельным, тогда же впервые появилась идея строительства двух мостов: автомобильного в черте Саратова и железнодорожного ниже по течению, полностью реализованная лишь через четыре десятилетия.
Открытие временного движения
Источник: www.ruzgd.ru
Дата: 17.05.1935
В полной мере колоссальная экономическая важность появления железнодорожного моста в Саратове была признана лишь при советской власти.
12 января 1921 года В. И. Ленин подписал постановление о постройке моста, однако в тяжёлые
1920-е годы дело с мёртвой точки не сдвигалось.
4 августа 1928 года решением Крайисполкома был дан долгожданный сигнал к старту, и в следующем году под руководством инженера
М. А. Киени были проведены первые исследования и определено место строительства. Составленный
В. В. Трегубовым проект, включавший сооружение огромных
насыпей-подъездов и бетонных опор на кессонных основаниях (на глубину
30 метров), был поручен Мостовому бюро Центрального управления железных дорог и Проектной Конторе Центрального Управления по сооружению железных дорог. Общая проектная длина составляла
1850 метров (девять береговых пролётов и семь речных). Уже к концу
1929 года был успешно установлен первый пробный кессон из
17 запланированных. В сентябре
1931 года, то есть за год до установленного срока сдачи всего сооружения в эксплуатацию, строительство опор было завершено. Готовые металлоконструкции для моста привозились баржами с нескольких заводов страны, в их установке и закреплении (с обоих берегов навстречу друг другу) было задействовано более
1200 строителей, добровольцев и заключённых. Весной
1932 года в связи со строительством Камышинской плотины работы были временно приостановлены, а после затопления и вовсе оказались на грани срыва.
Из-за поднявшегося общего уровня воды проект был частично переработан и одновременно заметно удешевлён, в частности сэкономить было решено на подходах к мосту и защитных сооружениях. В смещённые на год сроки сдачи объекта уложиться не удалось, причиной ещё одной отсрочки стала крупная авария, произошедшая
13 апреля 1934 года и унесшая жизнь по неофициальным данным около
150 человек. Причиной трагедии стало размыкание четвёртого и пятого пролётов, и обрушение конструкции в Волгу. Специальная комиссия выявила ряд нарушений, главными из которых было низкое качество металла и плохое качество закладки опор.
16 июля 1934 года дальнейшее строительство было передано от Наркомата Путей сообщения Наркомату Обороны СССР, и менее чем за год работы были завершены.
2 мая 1935 года из Саратова в Анисовку по единственному пути нового моста прошёл первый грузовой состав. В ходе этих испытаний были зафиксированы последние дефекты и недостатки, полностью устранённые к
1 октября 1935 года. Поднимавшийся вопрос о прокладке второго пути
из-за слишком больших затрат дальнейшего хода не получил. В годы Великой Отечественной войны мост, который обороняли бронепоезд и два полка артиллерии, неоднократно подвергался налётам немецкой авиации, однако ни одна бомба не достигла цели.
Сегодня мост наряду с железнодорожной переправой по плотине Саратовского водохранилища в районе Балакова является связующим звеном пассажирских и грузовых перевозок Заволжья. Современная грузоподъёмность моста достигает пяти тысяч тонн. Непростая история его строительства занимает особое место в летописи Саратовского края, до завершения в
1965 году возведения автомобильного моста он являлся единственным в области мостом через Волгу.
Читать также
Памятник строителям железнодорожного моста
И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 28.04.2012)