Содержание
География
История
Читать также

Саратовский автомобильный мост – переправа через Волгу, связывающая Саратов и Энгельс.


География
Мост начинается на правом берегу Волги в старейшем районе Саратова от Предмостовой площади, его приподнятая судоходная часть идёт до острова с городским пляжем (к которому организован спуск), откуда (уже со стандартной низкой конструкцией) мост продолжается до Энгельса.

Саратовский мост

Автор: И. Козловский
Дата: 12.04.2012

Мост ночью

Источник: из коллекции автора
Дата: 2000-е годы


История
В царской России большой необходимости в транспортной и пешеходной переправе через Волгу никогда не было. Впервые идея возведения моста была озвучена летом 1917 года, однако тогда приоритетным был проект строительства железнодорожной переправы (включавшей, стоит отметить, в одном из вариантов строительство во втором уровне моста автомобильной полосы). В последовавшие годы с быстрым развитием автотранспорта, промышленности, сельского хозяйства и, соответственно, увеличением населения городов вопрос о сооружении моста между Саратовом и Энгельсом становился всё более насущным.

Строительство моста

Источник: gorodnavolge.ucoz.ru
Дата: 1960-е годы

В 1956 году Совет Министров СССР поручил Министерству транспортного строительства разработать проект моста, который уже через два года был готов и утверждён. Составленный инженером В. М. Иодзевичем, он предполагал использование почти исключительно железобетонных конструкций, что делало его на тот момент уникальным. Общая длина составляла 2803,7 метров, ширина – 15 метров, опор было запланировано 39. Монтаж был доверен 8-му мостостроительному отряду 3-го Строительного управления, сдача в эксплуатацию была намечена на конец 1960 года. Для решения проблемы доставки стройматериалов к стройке на энгельсском берегу были в кратчайшие сроки возведены заводы железобетонных конструкций. При установке опор, начатой в 1959 году, был применён прогрессивный бескесонный метод со вдавливанием свай в дно и последующим их заполнением бетоном. Работы проводились одновременно с затоплением Волгоградского водохранилища, помимо общего повышения уровня воды затруднял строительство ледоход, наносивший повреждения уже готовым конструкциям. К работам активно привлекались добровольцы, на сооружении моста работали 12 комсомольских бригад. Всего на разных этапах число работавших на стройке достигало 1,5 тысяч человек. По целому ряду причин, в частности из-за выявленных недостатков в возведении опор и в связи с затягивавшимся производством новых материалов, сроки сдачи объекта были перенесены. После того, как опоры были доведены до искусственного острова (городского пляжа), началось возведение судоходной части моста. Пролётные конструкции доставлялись к месту установки на плавучих опорах, их установка была завершена к концу 1964 года. К новому 1965 году по мосту уже перешли из одного города в другой первые пешеходы. Официальные испытания были намечены на 13 июня, до этого в основном устанавливались бордюры и перила, тротуарные плиты, освещение и троллейбусные линии, приводились в порядок подъезды к мосту. После успешного испытания грузовыми автомашинами 10 июля 1965 года крупнейший автодорожный мост в Европе был принят Государственной комиссией, и уже на следующий день Первый секретарь Саратовского обкома КПСС Алексей Иванович Шибаев на многотысячном митинге торжественно открыл движение по мосту.
Саратовский автомобильный мост быстро стал одним из главных символов Саратова. Помимо важнейшей исторической и экономической роли, а также весьма примечательной архитектуры сооружения, большим событием была и сама стройка, на которой снимались многочисленные документальные хроники и вышедший на экраны в 1965 году художественный фильм "Строится мост" режиссёров О. Н. Ефремова и Г. Г. Егиазарова. Несколько десятков проектировщиков и строителей моста были удостоены высших правительственных наград. К 2000-м годам мост пришёл в состояние, близкое к аварийному. Проблема чрезмерной загруженности (даже вне часов пик) была решена появлением второго моста между Пристанным и Шумейкой, также было прекращено троллейбусное движение из Саратова в Энгельс (с последующим демонтажем опор контактной сети). В настоящее время ведётся поэтапный ремонт опорных конструкций, замена освещения и заграждений.

Читать также
Энгельс


И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 20.07.2012)